Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЕ

Судьба соратника Прокудина-Горского

На днях случилось маленькое чудо: стала известна судьба одного из главных соратников С.М. Прокудина-Горского, о котором мы писали два с половиной года назад.
Речь идёт о враче и фотографе Василии Михайловиче Фатьянове, который, вероятно, начал сотрудничать с пионером цветной фотографии ещё в Германии и сопровождал его в первой Туркестанской экспедиции 1906-1907 гг.
После революции об этом человеке не было почти никаких сведений, нам не удалось выяснить годы его жизни.
Этот мрак неизвестности развеял внук Фатьянова Александр Васильевич, который предоставил нам не только ценнейшую биографическую информацию, но и фото своего деда из семейного архива:

Фатьянов Василий Михайлович 1869-1930

Итак, вот что нам сообщил Александр Васильевич Фатьянов о своём деде:

Collapse )

Казанский собор в городе Кириллове на фото Прокудина-Горского и 100 лет спустя

Антон Соляев продолжает свой рассказ о путешествии по следам Прокудина-Горского на Мариинской системе. Вчера он опубликовал несколько новых фотосравнений, сделанных в Кириллове, как всегда, с подробными комментариями.
Мы покажем здесь лишь одно из них.

Казанский собор в городе Кириллове, 1909-2018:

2018 Казанский собор в городе Кириллове. Антон Соляев

Итоги проекта "Наследие С.М. Прокудина-Горского" за август 2020 г.

Август был отмечен для проекта "Наследие С.М. Прокудина-Горского" весьма важными событиями.
Во-первых, благодаря Анатолю Отливанчику решена одна из последних загадок бухарских снимков Прокудина-Горского, а именно этюда "Аист (Этюд в Бухаре)": https://oldcolor.livejournal.com/642234.html
Во-вторых, Евгений Ильченко (diser) решил загадку, над которой мы бились около 10 лет: https://findthisplace.d3.ru/i-eshche-od ... ing=rating
Идентифицировано сразу два снимка, ошибочно подписанные в альбоме как река Бзыбь, а оказавшиеся рекой Курой близ Боржома: https://oldcolor.livejournal.com/643676.html
В-третьих, новые архивные находки Натальи Мозохиной привели к неожиданному пересмотру хронологии путешествий Прокудина-Горского в 1912-1913 гг.: https://oldcolor.livejournal.com/644088.html
Оказалось, что опубликованный в 1934 г. мемуарный очерк "Моя поездка в Чердынь" содержал ошибочную датировку поездки в Чердынь 1913 г., согласно переписке с МПС поездка в Ныроб (а значит, и в соседнюю Чердынь) состоялась в мае 1912 г. (как мы и полагали до 2013 г.)! В свете этого теперь выглядят очень сомнительными и упомянутые в том же очерке поездки в Туркестан и Мугань в 1913 г.
Кроме того, Наталья нашла очень интересные архивные материалы, раскрывающие подробности некоторых экспедиций Прокудина-Горского, включая их обеспечение ж.д. транспортом, но эти сведения станут общедоступны после выхода соответствующей "бумажной" публикации.
Опять-таки, благодаря Наталье Мозохиной, мы наконец узнали судьбу компаньона С.М.Прокудина-Горского Бломериуса: https://oldcolor.livejournal.com/644411.html
В заключение традиционно выражаю надежду, что сентябрь не оставит нас без новых открытий и идентификаций.

Клише Прокудина-Горского

Как известно, мастерская Прокудина-Горского на Большой Подъяческой, 22 выполняла огромное количество заказов и иллюстрации в сотнях самых различных изданий имели пометку "клише С.М.Прокудина-Горского".
Как эти клише выглядели в натуре? На сайте Госкаталога мне удалось найти один образец.

Подпись к артефакту звучит загадочно - "Клише первой реконструкции иностранцевии. 1900 г.":

Клише Прокудина-Горского

На каждом клише была подпись, хотя сам мастер, разумеется, лично не занимался их изготовление (на это у него были 30 сотрудников мастерской):

Collapse )

Прокудин-Горский. Часовня св. Николая Чудотворца в селении Ветлуга. 1909 год и 111 лет спустя

Уральский цикл Прокудина-Горского теперь уже просто невозможно представить без фотосравнений местного  краеведа Антона Азовцева (to4et). Благодаря таким сравнения историческая ценность старых снимков и интерес для зрителя возрастают многократно!
Сегодня, на мой взгляд, одно из самых интересных фотосравнений, которое удалось сделать только с третьей (!) попытки, но оно того стоило! Обязательно почитатейте авторский комментарий.

Как всегда, пост целиком (с подробным комментарием) можно посмотреть по ссылке, а мы воспроизведём лишь заглавную анимацию.

С.М. Прокудин-Горский. Часовня св. Николая Чудотворца в селении Ветлуга. 1909 год и 111 лет спустя:



Оцените подъём культурного слоя, целиком поглотивший фундамент часовни (а он сохранился!).

Прокудин-Горский. Часовня Сошествия Святого Духа близ Златоуста. 1909 год и 111 лет спустя

Новая симская серия уральского краеведа Антона Азовцева (to4et) продолжается не менее интересными фотосравнениями по Златоусту, которые Антон также делал в 2020 г. повторно, спустя 6 лет после первой экспедиции. Ракурсы съёмки доведены до совершенства, что было бы просто недоступно любому другому человеку, решившему повторить прокудинские снимки на Урале.

Как всегда, пост целиком (с подробным комментарием) можно посмотреть по ссылке, а мы воспроизведём лишь заглавную анимацию.

С.М. Прокудин-Горский. Часовня Сошествия Святого Духа близ Златоуста. 1909 год и 111 лет спустя:



Разгаданы сразу два снимка Прокудина-Горского!!!

Какой-то невероятный год - "заколдованные" снимки Прокудина-Горского разгадываются один за другим!!!
Евгений Ильченко (diser) сходу решил загадку, над которой мы бились около 10 лет: https://findthisplace.d3.ru/i-eshche-odin-prokudin-gorskii-2021629/?sorting=rating
Одним "ударом" идентифицировано сразу два снимка!

Согласно подписи в контрольном альбоме, это "Вид долины р. Бзыбь с крепости":



Но на Бзыби ничего похожего не оказалось.
Вот как это место выглядит теперь (без зума):

Collapse )

За кадром Прокудина-Горского: Богоявленский женский монастырь. Кострома

Очередная серия в проекте "За кадром Прокудина-Горского", который позволяет нам лучше представить объекты съёмки мастера.

Снимок Прокудина-Горского "Богоявленский женский монастырь. Кострома" 1910 г., наложенный на фото неизвестного автора примерно тех же лет:

Богоявленский женский монастырь. Кострома

Здесь мы видим часть Нового Богоявленского собора, пристроенного в 1864-1869 гг. (после пожара 1847 г.) к Богоявленскому собору, которых с тех пор стал называться "Старым".

Сошлось не очень хорошо из-за некоторой разницы в ракурсе.
Фоновое изображение:

Collapse )

Федоровский собор в Городце на фото Прокудина-Горского 1910 г. и 100 лет спустя

Ещё одно обманчивое фотосравнение с Прокудиным-Горским, которое даёт ложное ощущение "за 100 лет ничего не изменилось".

Городец. Cобор Федоровской Божьей Матери в Городецком монастыре в 1910 г. и в 2010-е (фото с сайта Городецкой епархии):

Cобор Федоровской Божьей Матери в Городецком монастыре 1910-2010е

Как уже догадались читатели, это два разных собора, т.е. второй является копией.
Оригинал был разрушен в 1930-е гг. Храм воссоздан в старых формах на средства Уральской горно-металлургической компании в 2009 году по инициативе её директора А. А. Козицына.