Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЕ

Справочник метрических записей архивов С.-Петербурга

Обнаружил в Сети Справочник метрических записей архивов С.-Петербурга.

Что там есть по С.М. Прокудину-Горскому:

Метрические записи

Надеюсь, справочник будет постепенно дополняться и там появятся сведения и о других представителях рода.

Не совсем понятно, почему брак Прокудина-Горского был заключен в Николаевском кадетском корпусе, а не в Императорской Военно-медицинской академии, где он на тот момент учился?

Семейная группа из архива Н.М. Селиванова (помощника Прокудина-Горского)

Следующее фото из архива помощника Прокудина-Горского Н.М. Селиванова, любезно присланное его внучкой Ириной Владимировной для Музея Прокудина-Горского. На нём запечатлены, вероятно, его родные и близкие.
Могу предположить, что мужчина слева в заднем ряду - это отец Н.М.Селиванова, а справа - его дядя.
Во втором ряду одна из сестёр Н.М. Селиванова с мужем, а в первом ряду - их дети.

085A2043

Кто знает ведомственную принадлежность фуражек? У "дяди" вроде бы военная МПС?

Отсрочка для старшего мастера Н.М.Селиванова, 1917 год

В продолжение поста Главный помощник Прокудина-Горского.

Помимо фотографий внучка Н.М.Селиванова любезно прислала для Музея Прокудина-Горского сканы ценнейших исторических документов о своём деде и его сотрудничестве с Прокудиным-Горским.
В прошлый раз мы опубликовали удостоверение, выданное 21 декабря 1916 г. С.М.Прокудиным-Горским Н.М.Селиванову для получения отсрочки от призыва в действующую армию.
Сегодня будет ещё один документ — выписка из Именного списка военнообязанных рабочих и служащих Фабрики для изготовления светочувствительных рентгеновских и прочих пластин и лаборатории для фотохимических, фотографических и ...тических работ и исследований С.М.Прокудина-Горского:



Документ датирован 30 января 1917 года, а 22 января 1917 г. состоялось освящение и торжественное открытие в Петрограде лаборатории Прокудина-Горского для изготовления светочуствительных пластин для снабжения таковыми лазаретов и фронта Действующей армии ("Фотографические новости", 1917, №2, стр.28). Таким образом, прокудинское предприятие работало на военные нужды и его сотрудники имели полное право на отсрочку.

Продолжение документа:
Collapse )

Советский герой Прокудин-Горский

За считанные дни до конца войны, 10 апреля 1945 года в боях за освобождение Австрии пал смертью храбрых наводчик сержант Юрий Александрович Прокудин. Только теперь мы узнаём, что за обычной русской фамилией уральского колхозника с трёмя классами образования скрывался представитель одного из древнейших аристократических родов России, племянник пионера цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского.

По архивным документам министерства обороны Ю.А. Прокудин родился в 1907 году в селе Шутино Катайского р-на Свердловской области (на тот момент село Крестовской волости Шадринского уезда). Сначало меня немного смутило незнакомое название, но взглянув на карту, я обнаружил, что село Шутино соседнее с Тамакульским, где и проживал родной брат С.М. Прокудина-Горского Александр. В 1918 году его по какой-то причине убили большевики, остались двое сыновей: Вадим (1903-1958) и Юрий. Оба в начале 1930-х вступили в местный колхоз. О второй части фамилии им пришлось "забыть", чтобы не привлекать внимания к дворянскому происхождению.
Место призыва Ю.А. Прокудина: Заельцовский РВК, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Заельцовский р-н
Первичное место захоронения: Австрия, с. Эбенталь.
Осталась жена Прокудина Анна Михайловна, проживавшая по адресу: Новосибирск, ул. IIя Лесная, №36. О детях ничего не известно.
Кстати, Юрий Александрович был членом ВКП(б), вступил в её ряды ближе к концу войны.
К сожалению, пока не удалось найти ни одого фото, только документы.

Юрий Александрович Прокудин действительно был героем.

В 1944-м получил Орден Отечественной войны I степени:

Изображение

Источник: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- ... e47246768/

Collapse )


Вечная память герою!

Судьба гунибской военной церкви

Одна из самых ранних фотографий Прокудина-Горского, снимок "Аул Нижний Гуниб в Дагестане" (1904 год), вероятное название по Списку 416 — «Гунибская церковь»:


Реставрация К. и В. Ходаковских

Несколько лет назад я пытался выяснить судьбу этого храма, но тогда информации найти не удалось, как и идентифицировать здание храма на спутниковых снимках. Думал, что он не сохранился. Лишь вчера случайно наткнулся на источник, проливающий свет на историю этой маленькой и почти забытой церкви.

В статье Сергеева А.Ю. "ИСТОРИЯ ВОЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ДАГЕСТАНА. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX НАЧАЛО XX ВЕКА"(2012 г.) читаем:
Collapse )

Фотоколлажи по снимкам Прокудина-Горского

Существует несколько основных способов сопоставлять старые  снимки с современными: 1) простое фотосравнение в одинаковом ракурсе, 2) анимация-морфинг с плавным переходом от одного снимка к другому (иногда отдельно по частям); 3) фотоколлаж, когда старый снимок встроен в ткань современного. Последний способ приобрёл в Рунете особую известность в связи с проектом Сергея Ларенкова "Связь времён".  Очень драматично выглядит, когда посреди современного Невского проспекта вдруг проступают, словно тени, черно-белые фигуры солдат и танков из дней Блокады, причём с точной привязкой к месту.
Со снимками Прокудина-Горского такой приём почти никто не использует, потому что большинство снимков цветные и границы с современным цветным изображением получились бы не такими заметными. Да и не было бы в таких коллажах драматизма, сравнимого с "призраками" военного прошлого.
Тем не менее, данный метод сопоставления всё же был использован в фильме Леонида Парфёнова "Цвет нации".

Вот, например, медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде:
Самарканд2.jpg

Режиссёр обратился к очень модному ныне способу коллажирования, когда человек держит в руке старую фотокарточку так, чтобы она в точности накладывалась на перспективу современного вида местности.

Во втором случае был использован специальный фиксатор, чтобы сопоставить прокудинский снимок с современным видом медресе Шир-Дор на той же площади Самарканда:
Collapse )

Ещё раз о снимке "Ферма на ст. Медвежья Гора".


Вернемся к вопросу о снимке "Ферма на ст. Медвежья Гора", который был на сайте "Храмы России" идентифицирован (по-моему, бездоказательно) как военный лазарет на той же станции.





Collapse )

Ферма на ст. Медвежья Гора


Как было установлено осенью 2008 г., большинство снимков, сделанных Прокудиным-Горским летом 1916 г. вдоль Мурманской железной дороги, имеют неправильные подписи. Количество "ошибок" далеко выходит за рамки случайного, а их характер свидетельствует об определенной системе искажений, которую можно объяснить только мероприятиями по обеспечению военной секретности. Снимкам давались преднамеренно ложные названия, чтобы 1) скрыть действительные места расположения лагерей австро-германских военнопленных; 2) выдать относительно добротные дома рабочих-контрактников за бараки военнопленных (в действительности гораздо менее благоустроенные). Были и другие мотивы мистификации, о которых можно говорить с меньшей степенью уверенности. Очевидно, некоторые снимки были призваны показать (международной инспекции Шведского Красного Креста или иной инспекции), что военнопленные надежно обеспечены пропитанием и заняты на работах чисто гражданского характера (заготовка песка и щебня в карьерах).
Возможно, одной из таких "успокаивающих" фотографий является снимок "Ферма на ст. Медвежья Гора".
Collapse )

Лагерь военнопленных севернее разъезда Быстряги

Как было установлено осенью 2009 г., большинство подписей снимков Мурманской железной дороги 1916 г. у Прокудина-Горского не просто перепутаны, а умышленно мистифицированы в целях защиты военной тайны, а именно - сокрытия мест расположения австро-германских военнопленных. Зачем надо было скрывать эти места вполне понятно - в 1916 г. германское правительство учредило в Стокгольме специальное бюро для организации побегов своих подданных с Мурманстройки, помощь побегам предполагалось оказывать "компасом и деньгами", используя в качестве проводников прогерманских финнов. Не понятно пока, зачем потребовались мистификации именно снимков Прокудина-Горского. Возможное объяснение состоит в том, что эти снимки изначально делались для демонстрации представителям шведского Красного Креста, которые прибыли в Кемь как раз летом 1916 г. для международной инспекции соблюдения Россией конвенционных норм о военнопленных (эта миссия была направлена по жалобе немцев на ужасное положение своих военнопленных на Мурманстройке). Эту захватывающую интригу ещё предстоит исследовать, но пока для нас важен только факт мистификации, тщательного запутывания названий снимков. Чтобы понять, какие места действительно запечатлены на снимках вдоль Мурманской ж.д. теперь проходится проделывать большую исследовательскую работу, которая пока ещё далека от завершения. Дело в том, что снимков первоначальных (деревянных) сооружений Мурманской ж.д. крайне мало, большая часто инфраструктуры была уничтожена в 1918-1922 гг. и потом неоднократно отстраивалась заново, уже в железе и камне. Поэтому идентификация превращается увлекательный детектив, где ключ к разгадке может любая деталь, незаметная на первый взгляд.

Данный пост посвящен снимку, который в альбоме назван "Ст. Сегеж. Общий вид".



Collapse )