3 эпохи. Суздаль. Вид Александровского монастыря 1912-1967-2015

Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.

Как мы уже писали, в последние дни на сайт Паствю выкладывается потрясающая серия снимков Суздаля 1967 года, сделанная неизвестным фотографом, который использовал мощный объектив-телевик. Благодаря этому у нас появляются новые возможности для сравнения.

Суздаль. Вид Спасо-Ефимиевского монастыря с колокольни Ризположенского монастыря на фото Прокудина-Горского 1912 г. и снимке неизвестного автора 1967 г. (оба фото кадрированы):

Александровский монастырь 1912-1967

Александровский монастырь (на переднем плане) за первые полвека после революции практически не изменился, если не считать окраску кровли и куполов, а также утраченную шатровую башенку ограды. А вот Покровский собор однаименного монастыря (на заднем плане) подвергся коренной реставрации в 1962 г. Исчезли высокий барочные главы, зато появились закомары и открытая галерея. Незадолго до съёмки 1967 г. с главного купола Покровского собора куда-то ичез крест.  Может, его сняли перед очередной реставрацией, но судя по отсутствию лесов я бы скорее предоложил, что его снесло ветром.

А теперь тройное сравнение.
Collapse )

С.М. Прокудин-Горский. В горах у Симского завода. 1910 год и 106 лет спустя

Новая серия фотосравнений уральского краеведа Антона Азовцева (to4et).
Как всегда, пост целиком (очень подробный и интересный) можно посмотреть по ссылке, а мы воспроизведём здесь лишь его заглавную анимацию.

С.М. Прокудин-Горский. В горах у Симского завода. 1910 год и 106 лет спустя:



День неразгаданных снимков Прокудина-Горского. Для любителей головоломок

17 ноября в нашем блоге стало традиционным днём неразгаданных загадок Прокудина-Горского. В этот день ежегодно мы публикуем пост со снимками, которые за 10 лет так и не удалось идентифицировать, несмотря на все усилия. А вдруг кто-нибудь из новых читателей блога посмотрит свежим взглядом и что-нибудь опознает?

В ходе работы общественного проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" с 2008 г. было идентифицировано около 500 снимков пионера цветной фотографии. Некоторые из них вообще не имели никакой авторской подписи, другие были подписаны ошибочно или абстрактно, третьи неправильно вклеены в альбом. За это время удалось распутать самые невероятные головоломки, многие из которых заслуживают отдельных постов как пример дедуктивного метода :-)
Тем не менее, в коллекции остаётся ещё много неразгаданных снимков, сделанных неизвестно где и запечатлевших неизвестно что или неизвестно кого.
Предлагаю вниманию читателей несколько самых интересных примеров, т.н. "заколдованные снимки", невозможность опознания которых давно вышла за рамки теории вероятности. Некоторые из них за последние пару лет всё же были опознаны (например, вся бухарская серия), так что не стоит сдаваться!

1. Этюд с усадьбой (?)

94

Этот снимок сохранился только в виде авторской фотооткрытке и был сделан, стало быть, не позднее 1905 г. По виду это усадьба где-то в лесо-степной полосе. Подходит Курская губерния, где Прокудин-Горский сделал в 1904 году серию пейзажных снимков. Хотя иногда мне кажется, что в дымке на горизонте угадывается гора, и тогда это может быть Крым или Кавказ.
Судя по названию открытки ("Этюд"), к 1906 году Сергей Михайлович уже либо сам позабыл, что снял, или сознательно не хотел раскрывать это место. Так что это - самая загадочная их всех его открыток.
Некоторое время назад было обнаружено очень большое сходство с  дореволюционным видом усадьбы  Гоголя Яновщина в Полтавской губернии (см. обсуждение на форуме проекта), но и различий тоже хватало, поэтому идентификация так и не состоялась.
Прорабатывалась также версия с Карельским перешейком, но местные краеведы не встречали ничего подобного.
Идентификация фото на этой открытке имеет особую важность, поскольку она может помочь установить, когда именно и при каких обстоятельства были сделаны первые цветные снимки в истории Украины.

Collapse )

3 эпохи. Суздаль. Вид Спасо-Ефимиевского монастыря 1912-1967-2017

Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.

Как мы уже писали, в последние дни на сайт Паствю выкладывается потрясающая серия снимков Суздаля 1967 года, сделанная неизвестным фотографом, который использовал мощный объектив-телевик. Благодаря этому у нас появляются новые возможности для сравнения.

Суздаль. Вид Спасо-Ефимиевского монастыря с колокольни Ризположенского монастыря на снимках Прокудина-Горского 1912 г. и неизвестных авторов 1967 г. и 2017 г. (все фото кадрированы):

Суздаль. Вид Спасо-Ефимиевского монастыря 1912-1967-2017

Как-то не очень похоже на город, "в котором остановилось время".

3 эпохи. Суздаль. Вид на Смоленскую церковь 1912-1967-2016

Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.

Год назад у нас уже было аналогичное тройное сравнение, но тогда с черно-белым кадром посередине. Теперь появились новые возможности, поскольку в последние дни на сайт Паствю выкладывается потрясающая серия снимков Суздаля 1967 года, сделанная неизвестным фотографом, который использовал мощный объектив-телевик.

Суздаль. Вид на Смоленскую церковь  с колокольни Ризположенского монастыря на снимках Прокудина-Горского 1912 г., неизвестного автора 1967 г. и Игоря Борщевского 2016 г. (все фото кадрированы):

Суздаль. Вид на Смоленскую церковь 1912-1967-2016 гг

Видно, что на улице Владимирской (Ленина) к концу 1960-х уже росли деревца по всей правой стороне, но они оставались аккуратными до 1980-х и только уже в наше время превратились в заросли.

3 эпохи. Бухара. Медресе Абдулла-хана. 1911-1960е-2018

Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют дополнительный исторический кадр.

Бухара. Медресе Абдулла-хана (наружный выход) на снимках Прокудина-Горского 1911 г., неизвестного автора 1960-х и Рахмата Шарифова 2018 г.:

Медресе Абдулла-хана. Наружный выход. Бухара. 1911, 1960-е и 2018 годы

Средний снимок не очень точно совпадает по ракурсу, зато сравнение получается ярким. В следующий раз покажем тот же портал уже в серии "4 эпохи".

Патент Максимовича на цветную киносъёмку

Сегодня наш сподвижник Анатолий Горбунов сообщил, что на НЭБ помимо книг, доступна ещё и база патентов. Вот что, к примеру, нашлось по С.О. Максимовичу:Напомню, что Сергей Олимпиевич Максимович (1876–1941, Ленинград) - ученый-изобретатель, ближайший соратник и деловой партнер Прокудина-Горского по работе в области цветной фотографии и цветного кино.
К сожалению, его архивы до сих пор не найдены, а ведь там могло быть много свидетельство о совместной деятельности и даже разгадка некоторых прокудинских тайн (например, о вывозе коллекции).
Оставшись после революции в СССР, Максимович продолжил работу в области создания цветного кинематографа.

Способ и приспособление для изготовления цветных кинематографических лент

Collapse )

Тайна происхождения В.М. Прокудина-Горского (1879-1960) окончательно раскрыта

Тайна происхождения В.М. Прокудина-Горского окончательно раскрыта.
Большое спасибо Наталье Мозохиной, которая подняла архивное дело в РГИА (Ф. 1412 Оп. 15. Название описи: 1860-1917 гг., 1429 eд.xр. 1 Отделение - прошения об узаконении и усыновлении детей; о перемене и присвоении фамилий; о принятии в русское подданство и увольнении из него; о предоставлении сословных и служебных прав. "П").
До неё это дело никто не смотрел.
Как уже и предполагалось ранее, Владимир Михайлович Прокудин-Горский (1879-1960) оказался не родным или единокровным братом фотографа С.М.Прокудина-Горского, а его дальним родственником, представителем другой ветви рода.

Цитата:
"Дело просмотрела, вот что там интересного.

Оно посвящено узаконению детей, рожденных до брака, чтобы они приобрели все права законорожденных.
На имя Александра III М.Е. [Михаил Егорович] ПГ подал прошение об этом, и несколько раз ему пришлось досылать в канцелярию по принятию прошений документы. Они сохранились в рукописных копиях.

Дети, о которых шла речь: Анна, родилась 1 февраля 1876 г. На момент подачи прошения (26.10.1888) обучалась в 6 классе 2-й Московской женской гимназии. Владимир, родился 18 июня 1879 г.

Collapse )

3 эпохи. Ростов. Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) 1911-1953-2011

Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют дополнительный исторический кадр.

Ростов. Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) на фото С.М. Прокудина-Горского 1912 г., неизвестного автора 1953 г. и моём 2011 г. (все снимки кадрированы):

Ростов. Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) 1911-1953-2011

Один из старейших храмов города, в двух шагах от Ростовского кремля.
Надеюсь, что с 2011 г. там что-то изменилось в лучшую сторону.

Портрет неизвестной из архива Н.М. Селиванова (помощника Прокудина-Горского)

Ещё одно загадочное фото из архива помощника Прокудина-Горского Н.М. Селиванова, любезно присланное его внучкой Ириной Владимировной для Музея Прокудина-Горского.
Портрет неизвестной женщины. Возможно, это сестра Н.М.Селиванова Елизавета Максимовна Селиванова, которая окончила Петроградский женский медицинский институт, стала педагогом и в 1930-е преподавала на кафедре политэкономии в Ленинградском педагогическом ин-те им. Герцена.
Либо это его вторая сестра Вера Максимовна (1889—1967), портниха, затем — председатель ленинградского горкома профсоюза работников искусств, мать О.В.Голубева, из мемуаров которого мы и узнали первые подробности жизни Н.М.Селиванова.
Была и третья сестра, Пелагея.

085A2056