?

Log in

No account? Create an account
В Курганской области есть старинный Далматовский Успенский монастырь, который в 1912 году запечатлел Прокудин-Горский.
В советское время эту обитель закрыли и превратили в молокозавод, помещения храмов были обезглавлены и изуродованы. С 2010-х монастырь активно возрождается, сейчас наконец началось восстановление величественного Успенского собора (памятник начала 18 века).
В таком состоянии он был в 2014 году, перед началом реставрационных работ (фото Марины Митрохиной из Википедии):

1912-2014 Успенский собор. Митрохина Марина3

Работы идут не быстро, не некоторые результаты уже заметны.
Такой был вид на март 2018 года (авторы снимка Архиповы Маргарита и Владимир, сайт sobory.ru):

Смотреть дальше...Collapse )
Благодаря соцсетям теперь можно виртуально гулять по "прокудинским" местам чуть ли не в режиме реального времени. В группах всегда много свежих снимков и иногда попадаются в ракурсе Прокудина-Горского. Например, заглянул на страничку Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Фейсбуке.

Нашёл там свежее сравнение со знаменитым видом Кирилло-Белозерского монастыря, 1909-2018:

1909-2018 Кирилло-Белозерский монастырь2

В монастыре идёт непрерывная реставрация и купола храмов начинают постепенно зеленеть, как у Прокудина-Горского!

На моём сравнении 2013 года был только один зелёный купол:

Смотреть дальше...Collapse )
Следующая крымская открытка Прокудина-Горского называется "Уголок дворца в Массандре. Крым".
В этом году мне удалось довольно точно попасть в горизонтальный ракурс, но вот с вертикальным возникли проблемы: то ли из-за разных объективов, то ли из-за высоты прокудинского штатива.

Я попытался вытянуть нужную перспективу в фотошопе, но получилось довольно кривовато:

Уголок дворца в Массандре 1905-2018а

Заодно решил изучить вопрос: куда же подевались почти все статуи. Оказалось, с ними в Массандре была такая история.

Read more...Collapse )
Известно, что изначальным побудительным мотивом к занятию цветной фотографией у Прокудина-Горского явилось желание зафиксировать оригинальные краски произведений живописи, которые подвержены постепенному увяданию. Мастер потратил годы, чтобы добиться максимально точной цветопередачи, однако ирония состоит в том, что в наше время эту точность почти невозможно проверить! За 100 лет всё успело изменить свой цвет, даже цвет древних скал, для которых столетие, казалось бы, сущий пустяк.
Да и сравнивать крайне непросто: цвет камня напрямую зависит от условий освещения: в пасмурную погоду он может быть тёмно-серым, на ярком солнце — почти белым, на закате — красным.
При путешествии довольно редко удаётся поймать прокудинский ракурс при идентичном освещении, чтобы провести корректное сопоставление цветов.
Но вот недавно мне удалось запечатлеть в парке Массандровского дворца декортивную арку фонтанчика практически в то же время дня, в которое снимал Прокудин-Горский (см. тени):


Массандра. У дворца в саду 1904-2018в

Как ни странно, цвет камня при этом стал иным, как будто его побелили. А вот когда я снимал на час позже, камень почему-то стал серым, хотя и с другим оттенком, чем у Прокудина-Горского:

Смотреть дальше...Collapse )
И снова наш проект За кадром Прокудина-Горского!

Некогда самое красивое здание Севастополя (курзал, он же Яхт-клуб и буфет на Приморском бульваре) на открыточной репродукции снимка 1905 года:

Севастополь. Приморский бульвар

Увы, война оставила от этой красоты лишь нижний этаж, который виден только с набережной. Поэтому последние 75 лет никто не снимал в том же ракурсе, на считая мои регулярные фотосравнения с 2014 г. По крайней мере, мне не удалось найти ни одного фото после 1930-х. Это при том, что на Приморском бульвере ежедневно делаются сотни снимков!

У фонового изображения чуть-чуть иной ракурс:

Смотреть дальше...Collapse )
Второе фотосравнение с Прокудиным-Горским по Массандре, по открытке со странноватым названием "Крым в Массандре".
Симметричный фонтанчик слева от дворца:

Крым в Массандре 1905-2018

Этому повезло ещё меньше: во время землетрясения 1927 года упала половина колонны. Когда и куда пропали скульптуры на обоих арках-фонтанчиках, мне неизвестно.
Прокудин-Горский снимал вскоре после полудня, а мой снимок сделан ближе к 16-00. Есть ещё вариант половины третьего, который ближе к прокудинскому по теням:

Смотреть дальше...Collapse )
В коллекции Прокудина-Горского сохранилось всего два негатива с узнаваемыми видами Крыма. По моему убеждению, они относятся к 1904 году, т.к. все сделанные в 1905 году по заказу Общины Св. Евгении работы были бесследно утрачены уже в 1906 году.
Один из этих двух уцелевших негативов запечатлел вид у дворца в Массандре.
Я по нему уже делал сравнение в 2016 г., но в этом представился случай его повторить:

Массандра. У дворца в саду 1904-2018а

Увы, время съёмки тоже отличается от прокудинского, что заметно по теням. А это существенно влияет на восприятие.
К тому же из-за спешки и нервной обстановки (трудно поймать "окно" между толпами туристов) опять немного ошибся с ракурсом: надо было  встать на метра полтора левее, т.е. залесть на газон. А я на него лишь немного наступил.

Зато, если снимать с дорожки, то розовый куст не закрывает чашу фонтана:

Смотреть дальше...Collapse )
Очередное фотосравнение Антона Соляева (antoshek)  с Прокудиным-Горским по Белозерску.

Снимок "Деталь Церкви Успения Божьей Матери" 1909 г. и тот же вид 109 лет спустя:



Пример редкой неизменности!

Статическое сравнение:

Смотреть дальше...Collapse )
В журнале "Филокартия" № 2 (57) за 2018 г. вышла наша совместная с Натальей Мозохиной статья, посвященная соратнику С.М.Прокудина-Горского Александру Евдокимову.
С любезного разрешения редакции привожу её текст. В журнальном варианте имеются многочисленные иллюстрации.

Наталья Мозохина
(Санкт-Петербург),
Вячеслав Ратников
(Москва)

ФОТОГРАФ, ТИПОГРАФ, ИЗДАТЕЛЬ ОТКРЫТОК
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕВДОКИМОВ

Фамилия Александра Александровича Евдокимова известна многим филокартистам. В годы Первой мировой войны как владелец типографии он издавал художественные открытки, а также принимал заказы на их печать у таких издателей, как, например, Любанское общество попечения о бедных, «Салон» и другие. Другая сторона его деятельности – в качестве фотографа – известна менее. Хотя его работы в этой области знают многие, но их авторство обычно приписывают более известному пропагандисту цветной фотографии в России С.М. Прокудину-Горскому. Некоторые фотографии А.А. Евдокимова были изданы на открытках, поэтому новая атрибуция их авторства будет также интересна филокартистам.
Будущий фотограф и типограф родился в 1877 году, но о его месте рождения и родителях ничего неизвестно, кроме того, что они (или один из них) принадлежали к дворянскому сословию. Возможно, его матерью была Софья Ивановна Евдокимова, которая указана в адресных книгах Петербурга с 1894 по 1917 г. как «дочь титулярного советника» и член исполнительного комитета по водоснабжению. Это предположение основывается на обнаруженном исследователем творчества театрального критика Э.А. Старка Е.К. Геращенко в Государственном архиве Краснодарского края письме к нему С.И. Евдокимовой, в котором она как друг семьи описывала свои хлопоты о смягчении ему приговора, в то время как Э.А. Старк и А.А. Евдокимов были дружны в петербургский период своей жизни.
Read more...Collapse )

Харакс 113 лет спустя

Конечно, Прокудин-Горский много где снимал, но я не устаю удивляться, что судьба периодически приводит меня в "прокудинские" места.
Взять, например, сохранившийся в виде открыточной репродукции снимок "Крым. У Ай-Тодора. Виноградники в имении Великого Князя". Раньше этот вид казался мне каким-то абстрактным пейзажем, который теперь почти невозможно отыскать. И вот так случилось, что именно этот уголок (парк Харакс) последние три года стал одним из любимых мест моих прогулок на ЮБК!
Пару лет назад я попытался сделать там сравнение. Но за 100 лет полностью зарасти успела не только центральная Россия — на месте виноградников Ай-Тодора теперь внушительный лес. В прокудинском ракурсе снять ничего невозможно, да и точку мне так и не удалось определить.
В этом году я вдруг обнаружил, что можно подняться по пожарной лестнице одного из санаторных корпусов до уровня 5 этажа и это дало возможность наконец-то взглянуть поверх деревьев:

Харакс 1905-2018

Единственным связующим звеном здесь является серая вилла (говорят, что была домом самого Краснова!), а также скалистый мыс, представленный на моём снимке лишь самым краешком.
В данном случае я снимал купленным накануне объективом-фиксом, широта кадра которого, кмк, примерно равна прокудинской. У меня вилла получилась ближе, значит, Прокудин-Горский фотографировал с более отдаленной и более высокой (судя по линии моря) точки. Только сейчас я окончательно понял, что он снимал с дороги, с Алупкинского шоссе. В само имение его никто в гости не приглашал((
Я, кстати, ещё в прошом или позапрошлом году пытался снимать с шоссе, но не нашёл достаточно высокой точки (надо с 3-4 этажа какого-нибудь дома).

Вот здесь как раз видна дорога, с которой снимал Прокудин-Горский:
Смотреть дальше...Collapse )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Syndicate

RSS Atom
free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner