oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

За кадром Прокудина-Горского: Лауритсала вместо Юстили

       Как стало известно в последнее время, Прокудин-Горский неправильно подписывал свои фотографии не только в контрольных альбомах, но даже давал иногда неверные названия своим открыткам.        Я знаю, по меньшей мере, три таких случая. Когда я обнаружил первый из них (открытка "Аул Шамиля (Нижний Гуниб)",  то подумал, что это была сознательная идентификация и даже нашел ей весьма убедительное логическое обоснование (об этом будет рассказано как-нибудь в другой раз). Но после третьего случая я стал склоняться к другому объяснению. Для своих ранних снимков 1903-1904 гг. Прокудин-Горский не делал контрольных альбомов. В лучшем случае, он записывал название отснятого сюжета с пояснениями о времени съемки и длительности экспозиции (потом эти записи были использованы при публикациях снимков в журнале "Фотограф-любитель". Для большинства финских снимков 1903-1904 гг. вообще, по всей видимости, не велось никакой записи названий отснятых сюжетов. Когда в 1905 г. Прокудин-Горский решил издать накопившиеся у него снимки в виде открыток за счет общины Св. Евгении, он срочно стал вспоминать, что именно запечатлено на отснятых им негативах. И тут началось! Оказалось, что визуальная память у фотографа была скверная (что потом ещё не раз проявлялось). Так в Списке 416 появился целый ряд названий не соответствующих реальности (например, несуществующая река "Оселеть", о которой пойдет речь в одном из следующих постов). Но даже если названия были сами по себе верны, они не всегда правильно соотносились автором с негативами.      Характерный пример - открытка 1906 (или 1907 г.) "Юстиля. Гостиница Финляндия" http://www.temples.ru/pg/image.php?ID=400      К сожалению, негатив не сохранился (т.е. пока не найден). В Библиотеке Конгресса есть только её черно-белый контрольный отпечаток с позднейшей подписью "Дача в Финляндии": http://www.temples.ru/pg/image.php?ID=160     Вероятно, эта ошибка никогда бы не была обнаружена, если бы я не решил тупо просмотреть несколько сотен открыток района Сайменского канала на одном из финских сайтов (который был обнаружен лишь после того, как я начал все запросы вводить в поисковик по-фински).    Так были найдены пара открыток, вид домика на которых показался мне знакомым. Но обе открытки были подписаны как "Лауритсала". Это недалеко от Юстили (всего несколько десятков километров), но разница существенное. Если Юстиля превратилась в Брусничное и оказалась после 1940 г. на территории Лен. области, то Лауритсала, находящаяся у самого Сайменского озера, осталась в составе Финляндии. Да и рельеф местности там не плоский, как в Юстиле, а холмистый. Сейчас это место практически не узнать - новая трасса канала всё перепахала, над нею навис гигантский виадук хайвея. Домика и след пропал. Кстати, зрительная ошибка Прокудина-Горского вполне объяснима - на старых открытках Юстили можно видеть очень похожее деревянное здание гостиницы. Какое назначение имел домик в Лауритсале, я пока не выяснил. Вероятно, тоже гостиница. Наложил открытку ПГ на другую старую открытку с видом Лауритсалы (фотопроект "Прокудин-Горский: за кадром"): Фоновая открытка целиком:
Tags: За кадром Прокудина-Горского, Идентификация, Финляндия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments