oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Контрольные альбомы Прокудина-Горского

В связи с возникшим у одного из наших читателей вопросом, сегодня мы поговорим о контрольных альбомах Прокудина-Горского, представляющих интереснейший предмет для изучения.
"Американская" часть коллекции С.М. Прокудина-Горского состоит из двух частей: 1902 цветоделенных негатива (1900 уникальных снимков и 2 копии) и 2433 (включая дубли) контрольных отпечатка в альбомах, из которых около 700 представляют потерянные негативы.
Контрольные альбомы являются каталогом коллекции Прокудина-Горского, в них содержатся подписи к снимкам. Альбомы были куплены у наследников Сергея Михайловича в 1948 году вместе с негативами. Условно считается, что альбомов 14, хотя четкую границу между разными альбомами и частями одного альбома иногда провести сложно (в случае с Уралом и Волгой). Составлены альбомы в основном по географическому принципу: Мариинская система, Волга, Урал, Камско-Тобольский водный путь, Туркестан, Кавказ, Мурманская железная дорога. Исключение составляют альбом "Разное и этюды" и "Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне". Некоторые альбомы датированы, другие не указывают года съемки.
По мнению специалистов, альбомы составлялись в России, т.е.  до отъезда Прокудина-Горского в эмиграцию. Но точный момент определить трудно. Сам Сергей Михайлович утверждал в своих воспоминаниях, что альбомы делались в пути: "Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы." Однако целый ряд альбомов содержат вперемежку снимки разных лет съемки, т.е. составлялись однозначно задним числом. При этом лишь в отдельных случаях альбомы заполнялись рукой Прокудина-Горского.
Более 120 негативов из коллекции не имеют соответствий в контрольных альбомах по разным причинам. Больше всего потому, что одна из частей Туркестанского альбома сохранилась только в виде списка  названий, без отпечатков (т.н. "Список  Хантингтона").

Вот как выглядит первая страница альбома "Разное и этюды":


Здесь мы видим множество всяких знаков и пометок, большинство из которых уже расшифрованы специалистами. Но некоторые по-прежнему не могут быть однозначно истолкованы. Например, под вторым снимков с портретом Льва Толстого загадочная приписка рукой П.-Г.: "есть дубль там же". Напомним, что оригинал этого снимка  загадочно исчез. Галочки над снимками, как предполагается, говорят о том, что эти снимки были вывезены из России (2/3 от общего числа), но только  у яснополянских отпечатков цвет галочек синий, а у всех остальных - красный. Результаты следующей ревизии коллекции были обозначены красным углом. Почти во всех случаях этот знак означает, что снимок  "дожил" до покупки коллекции Библиотекой Конгресса и сохранился до наших дней в виде негатива.
На первой же проблему мы видим основную проблему большинства альбомов: многие подписи не соответствуют вклеенным снимкам и вводят в заблуждение. Так, на третьем снимке, подписанном как "Кабинет Л.Н. Толстого" на самом деле запечатлён кабинет Д.И.Менделеева, учителя Прокудина-Горского. Этот альбом составлялся задним числом из ранних снимков и Сергея Михайловича, по-видимому, постоянно подводила зрительная память. На той же странице среди яснополянских фотографий ошибочно  вклеен снимок с видом деревни Татариново  из альбома 1812 года (где он тоже вклеен, с правильным названием).

Вообще, этот альбом рекордсмен по числу ошибок и загадок. Давайте посмотрим.


2.
Вот здесь видна граница между синими и красными галочками и появляется знак "красный угол", означающий, что негатив сохранился:

На второй станице третий этюд сделан не я Ясной Поляне, а, по всей видимости, в Нижегородской Губернии.
Последний снимок, несмотря на подпись "На Урале" сделан на Кавказе, в Цагвери (район Боржоми).

3
Буква "Д", по моему мнению, означает, что с этого снимка был изготовлен диапозитив для обыкновенного фонаря. Но более сложная формула "3Д 2/3 IIА/1" остается загадкой.

Первый снимок с общей подписью "В Малороссии" на самом деле толстовская Ясная Поляна. Именно по причине этой ошибочной подписи он сохранился в оригинале.

4.
В верхнем левом углу указан номер ящика, в котором хранились соответствующие негативы.

Снимок "Черемуха" оказался рекой Волгой у истока, потерявшийся из своего альбома.
Где сделан снимок "Закат" до сих пор никто не знает.

5.


Четвертый снимок на самом деле Финляндия, а не Лужский уезд.

6.


7.

"Этрусские вазы" на самом деле оказались нашими, местными.  До революции в Эрмитаже «этрусскими вазами» называли любую древнюю керамику. На самом деле на снимке запечатлены терракотовые фигурные сосуды из Фанагории (Таманский
п-ов). Конец V в. до н. э.


8.

Снимки оранжерей до сих пор остаются загадкой. "В имении. Дания" - это любимые мест отдыха царской семьи в районе Копенгагена, средний снимок - вид с императорской виллы Видере в Клампенборге. Прокудин-Горский гостил там в октябре 1908 года.

9.

"Алупка" на первом снимке оказалась Массандрой. Третий снимок до сих пор не разгадан (предположительно, экспонат Этнографического музея в Петербурге).
Снимок паровоза сделан в Перми и ему место в Уральском альбоме. Последний снимок, как выяснилось, сделан на Кавказе в монастыре Тимотесубани близ Боржома.

10.

Последний снимок сделан не в Италии, в в швейцарском Лугано. Где сделан на самом деле предпоследний снимок - не известно.

11.

Первый снимок не парк Монрепо в Выборге, а город Филлах в Австрии.

12.


13.


14.



15.


16.


17.

"Лесная дорога" (третий снимок) оказалась въездом в толстовскую усадьбу "Ясная Поляна".
Где были сделаны последние три снимка - не известно.


18.

Где были сделаны "махровые маки" - не известно. Возможно, на прокудинской даче в Турово.

19.


20.


21.


22.


23.

Первый снимок на самом деле не Капри, а Тифлис (ныне Тбилиси). И третий снимок вовсе не Капри, а швейцарский город Лугано. Последний снимок тоже не Капри, а какое-то место в Северной Италии.

Tags: Разное
Subscribe

  • Новый сюрприз от Прокудина-Горского!

    Как уже бывало не раз, Прокудин-Горский преподнёс нам новый сюрприз! В 2013 г. нами была обнаружена одна из частей мемуаров мастера - очерк "Моя…

  • Прокудин-Горский и карантин

    Большинство современников впервые столкнулись с масштабными карантинными мерами, а для дореволюционной России это было более частым явлением, как и…

  • Реклама пластинок Прокудина-Горского, 1917 г.

    К сожалению, нам пока так и не удалось выяснить точную дату выступления Прокудина-Горского с речью на торжественном юбилее, посвященном десятилетию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment