oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Записка о коммерческой эксплуатации коллекции Прокудина-Горского, 1932 год. Часть 1

До настоящего времени остаются неопубликованными некоторые важные исторические документы Прокудина-Горского, имеющиеся у исследователей. Мы планируем ознакомить с ними наших читателей.
Только что я оцифровал первую часть так наз. "Записки о коммерческой эксплуатации коллекции С.М. Прокудина-Горского", составленной в Париже в 1932 году. С ней связана одна из главных тайн фотографа: когда и откуда коллекция попала во Францию? Первое упоминание о ней относится к декабрю 1931 года в связи с демонстрацией снимков в Париже и после вокруг неё разворачивается большая активность, связанная с регулярными показами и надеждами на разнообразное коммерческое использование (которые не сбылись). Именно в этот момент Сергей Михайлович пишет так наз. "Введение в мемуары" и вышеупомянутую записку. Последняя сохранилась в двух вариантах, между которыми имеются отдельные отличия: машинописном и печатном. Оба текста не подписаны, под печатным вариантом стоит "Париж, 1932". Поскольку в записке С.М.Прокудин-Горский упоминается в третьем лице, можно предположить, что авторами были его сыновья. Однако содержание и стиль изложения свидетельствует в пользу авторства самого Профессора.
Хотя в целом Записка носит характер бизнес плана, в её первой части имеются очень интересные исторические детали и очень сильные, волнующие слова о значении коллекции. Из машинописного варианта следует, что в 1932 году были целы ещё 2300 негативов (до покупки американцами в 1948 г. доживут только 1937, из которых 35 будут, вероятно, забракованы по причине совсем плохого состояния).

Итак, читаем Записку:
"Всякий, кто хоть раз побывал на проекции снимков России из коллекции проф. С. М. Прокудина-Горского, либо ещё в Петрограде, где они проектировались в натуральных цветах, либо этой зимой здесь в Париже, где снимки за отсутствием специального прибора для цветной проекции демонстрировались в виде обыкновенных черных диапозитивов, — может легко себе представить, какой интерес представляет эта коллекция.
Коллекция насчитывает свыше 2000 снимков, представляющих красивые виды, города, памятники старины и историческая древности Российской империи, включая её окраины. Это — единственная в мире коллекция цветных фотографий, которая дает ясное понятие зрителю и богатстве, мощи и красоте России.

Коллекция эта была выполнена проф. Прокудин-Горский по Высочайшему повелению в период 1909-1915 г.г. и должна была служить, по мысли Государя, для обучения Его Детей отечествоведению. а равным образом и для наглядного преподавания в школах.
Процесс фотографических съемок происходил в совершенно исключительных условиях.
С. М. Прокудин-Горскому был дан Государем открытый лист, позволявший ему делать снимки со всего, что, по его мнению, представляло действительный художественный. этнографический или исторический интерес для него был оборудован специальный вагон -лаборатория для передвижения на нем по всей сети российских железных дорог и ему был предоставлен cneциальный пароход министерства путей сообщения.
В коллекции имеется много снимков. представляющих настоящие уники. Многие снимки были сделаны вообще впервые, многие не могут быть повторены. так как не мало старинных храмов. монастырей и мечетей и главным образом церковной утвари, снятой в различных монастырях и их богатейших ризницах, уже вовсе не существует. Частью они расхищены. частью погибли по другим причинам — от пожаров, или землетрясений, как это случилось со многими древнейшими мечетями Туркестана и Бухары.
Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии и сейчас она находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского. [В машинописном варианте: Счастливо сложившиеся обстоятельства позволили вывезти коллекцию из Pocсии. Она насчитывает до 2.300 негативов и сейчас находится в Париже, являясь собственностью сыновей С. М. Прокудина-Горского.]
Ценность коллекции в особенности увеличивается от того, что все негативы сделаны для передачи в натуральных цветах на экране, — что является самым совершенным способом передачи природы. С этих же негативов может быть легко сделано воспроизведшие в красках в печати для любого издании а равным образом, при современном развитии фотографической техники, c них легко можно изготовить цветные фотографии на бумаге.
В настоящее время владельцы коллекции решили приступить к её коммерческой эксплуатации.
К этому решению они пришли на основании того, что несколько проекций показанных в Париже обыкновенным проекционным аппаратом, даже не в цветах, имели огромный успех у публики, не только русской, но и Французской.
Они решили создать Общество (О-во с ограниченной ответственностью) с небольшим основным капиталом, очень небольшим сравнительно со стоимостью коллекции, имеющее своей целью организацию публичных проекций натуральных цветах.
Необходимо отметить, что проекций пользовались особенным успехом среди русской молодежи, которой в будущем они принесут огромную пользу.
В самом деле, в современных условиях жизни эмиграции, молодежь всё более и более отходит от России и забывает свою Родину.
Единственный способ показать и доказать этой русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей великой Родины, всю мощь, все значение, все величие Poccии и этим пробудить столь нужное национальное сознание — это показать её красоты и богатства на экрана такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах."
….

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: Документы Прокудина-Горского, Источники эмиграции, Сочинения Прокудина-Горского, Судьба коллекции Прокудина-Горского, Эмигрантский период
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments