oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Памятники Средней Азии на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя. Часть 1

Когда во второй половине 19 века русские пришли в Среднюю Азии, они увидели там величественные памятники цивилизаций прошлого, которые к тому времени находились в не меньшем упадке, чем сами породившие их цивилизации. Но и в сильно обветшавшем или даже руинированном виде старинные мечети и медресе, падающие башни высоких минаретов производили неизгладимое впечатление. У русских археологов и искусствоведов архитектурное наследие вновь присоединенного края вызвало огромный интерес. Уже в 1865-67 гг. наиболее ценные памятники Самарканда были тщательно сфотографированны. Однако уже в ходе этой первой научной экспедиции стало очевидно, что камера не может запечатлеть главного достоинства среднеазиатского зодчества - красочной палитры глазурированных мозаик, где бирюзовые, голубые, синие, изумрудные цвета кирпичей и плиток складывали завораживающие глаз узоры.
Прошло ещё 40 лет и буйство красок Самарканда и Бухары вдохновило "мастера натурального цвета", Сергея Михайловича Прокудина-Горского, на создание своих лучших фотокартин. В ходе его трёх (или четырех) экспедиций 1907 и 1911 гг. были сделаны сотни снимков туркестанских достопримечательностей. Теперь мы можем проследить по ним судьбу великих памятников за последние 100 лет. Я постарался сопоставить лишь некоторые виды со снимками примерно в том же ракурсе, найденными "на просторах Интернета". Поскольку эта подборка делалась на протяжении последних четырех лет, сейчас, к сожалению, в большинстве случаев оказалось невозможным дать их источник.
Общий вывод из проведенного сравнения таков, что у среднеазиатских памятников культовой архитектуры оказалась в целом гораздо более счастливая судьба, чем у российских. Когда в славянских союзных республиках в 1930-е гг. шло повальное уничтожение храмов, в Средней Азии центральные и местные власти, напротив, проявляли заботу о сохранении знаковых объектов зодчества. Вероятно, это объяснялось тем, что лишь в начале 1930-х гг. удалось подавить вооруженное сопротивление басмачей и советской власти нужно было всячески зарабатывать авторитет у местного населения. В послевоенный период усилия по реставрации шедевров исламского зодчества шли по нарастающей, достигнув пика в 1990-е, когда руководство уже независимых Узбекистана и Туркменистана решило провести полное восстановление ряда жемчужин архитектурного наследия, превратив их в символы национальной идентичности. И тогда древние руины преобразились до неузнаваемости, представ в невиданном блеске.
Пожалуй, главный пример этого преображения - соборная мечеть Биби-Ханым..Этот грандиозный ансамбль был воздвигнут в Самарканде в 1399—1404 гг. по приказу Тамерлана в честь его любимой жены. Однако самая большая в тогдашнем мусульманском мире мечеть начала рушиться раньше, чем была окончена. Просчёты строителей усугблялись периодическими землетрясениями, одно из которых, во второй половине 19 века обвалило купол..

Биби-Ханым в 1907 и 1989 гг.

Крупнее
Снимок Прокудина-Горского был сделан в январе 1907 г., т.е. всего за несколько месяцев до крупного землетрясения, которое нанесло ущерб и без того полуразрушенному архитектурному ансамблю. Этот факт сильно взволновал фотографа и, вероятно, окончательно привёл его к осознанию важного предназначения цветной фотографии: запечатлеть для потомства то, что может быть утрачено в любой момент.
Показывая свои самаркандские работы на Всероссийском съезде художников в январе 1912 г., Сергей Михайлович дал такой комментарий:


"Общий вид мечети Биби-Ханым. Это одно из грустнейших явлений Самарканда. Дело в том, что четыре года тому назад я был в командировке на солнечном затмении, покойный Менделеев это устроил. У меня тогда был сфотографирован купол. Купол был почти цел. Теперь его почти нет; остался маленький кусок с колоссальными трещинами, — от первого землетрясения ничего не останется. Нужно удивляться, как не охраняют проход внутри мечети, там опасно ходить. Это одна из самых интересных мечетей. Она была построена Тамерланом в память его покойной жены."

Запечатлённая повторно в 1911 г. Прокудиным-Горским Биби-Ханум простояла практически в неизменном виде до 1980-х гг., когда вовсю развернулись работы полному восстановлению мечети.

Биби-Ханым в 1911, 1969, 1996 и 1999 гг.:

Крупнее
Теперь местные жители и туристы могут любоваться грандиозной мечетью в том виде, в котором её не пришлось увидеть даже грозному Тамерлану.

Продолжение следует.
Tags: Исследования, Самарканд, Туркестанский альбом, Фотосравнения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments