?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

17 ноября в нашем блоге стало традиционным днём неразгаданных загадок Прокудина-Горского. В этот день ежегодно мы публикуем пост со снимками, которые за 10 лет так и не удалось идентифицировать, несмотря на все усилия. До недавнего времени этот список менялся очень медленно, но в этом году словно "плотину прорвало" и случилось сразу несколько долгожданных и совершенно чудесных идентификаций!
Поэтому на сей раз перечень оставшихся загадок будет заметно короче.

Итак, последние "заколдованные снимки" Прокудина-Горского, которые ещё предстоит разгадать.

1. Этюд с усадьбой (?)

94

Этот снимок сохранился только в виде авторской фотооткрытке и был сделан, стало быть, не позднее 1905 г. По виду это усадьба где-то в лесостепной полосе. Подходит Курская губерния, где Прокудин-Горский сделал в 1904 году серию пейзажных снимков, находясь в гостях у своей сестры в имении дворян Павловых в селе Бурынь Путивльского уезда. Главный дом имения сохранился, но его современный вид не позволяет провести аналогию с открыточным снимком (а старых фотографий имения нет). Тем не менее, "путивльская" версия пока остаётся наиболее вероятной.
Хотя иногда мне кажется, что в дымке на горизонте угадывается гора, и тогда это может быть Крым или Кавказ.
Судя по названию открытки ("Этюд"), к 1906 году Сергей Михайлович уже либо сам позабыл, что снял, или сознательно не хотел раскрывать это место. Так что это - самая загадочная их всех его открыток.
Некоторое время назад было обнаружено очень большое сходство с  дореволюционным видом усадьбы  Гоголя Яновщина в Полтавской губернии (см. обсуждение на форуме проекта), но и различий тоже хватало, поэтому идентификация так и не состоялась.
Прорабатывалась также версия с Карельским перешейком, но местные краеведы не встречали ничего подобного.


2. Оранжерея

Один из двух снимков, помещенных в альбом "Разное и этюды" с названием "В оранжерее".
На втором сквозь стекло видна жёлтая осенняя листва. Снято не позднее 1908 г.
Наиболее серьёзное предположение - это часть серии снимков, сделанных в имении русских императоров в Дании, любимые места отдыха царской семьи в этой стране. А именно, оранжерея в парке замка Фреденсборг. Недавно там построили новые теплицы, взамен сломанных старых. Им написали несколько запросов с просьбой сопоставить снимки ПГ с местными архивными фотографиями. В ответ полное молчание. Быть может, им теперь просто стыдно, что варварски снесли ценный исторический памятник, от того и молчат, как рыбы. Нам самим найти в Сети старые снимки теплиц Фреденсборга не удалось.
Прорабатывалась версия с теплицами Никитского ботанического сада, но его научные сотрудники сопоставили снимки Прокудина-Горского со своими архивными фотографиями и дали отрицательный ответ. При этом они сообщили, что в дореволюционном Крыму в разных населенных пункатах было немало подобных теплиц. А Прокудин-Горский снимал во многих городах и посёлках Крыма.
Также ничего не дало изучение снимков зимних садов и теплиц дореволюционного Петербурга.
Среди рабочих  версий остаются также теплицы Нового Афона, но пока не удалось найти ни одного их дореволюционного изображения.
Что касается уникального дизайн металлических конструкций оранжереи, то точно такой же был обнаружен только  на старой фотогорафии оранжереи в голландском местечке Schiedam (это сейчас часть Роттердама). Однако обстановка теплицы была совершенно иная, как и её длина.

3.  Курмы

Этот красивый снимок помещен в альбме "Разное и этюды" с подписью "Курмы". Так называлась в России бурятская (реже - китайская) национальная одежда. Снято не позднее 1908 г.
Не понятно, где это снималось. Наиболее вероятным предположением была съемка в отделе этнографии Русского музея (ныне - Этонографический музей Санкт-Петербурга).
Путеводитель по Музею антропологии и этнографии имени имп. Петра Великого: Отд. этногр. / Имп. Акад. наук. СПб, 1904 г. упоминает наличие в коллекции мужских и женских бурятских шёлковаых нарядов, а также наличие на полках шкафа бурятской посуды (эти полки с посудой вы видим на снимке Прокудина-Горского у правого края за ковром). Казалось бы, можно говорить об идентификации с 99% вероятностью, однако запрошенные нами научные сотрудники Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого) дали отрицательный ответ, не признали на снимке экспонатов из своей коллекции.
Специалисты утверждают, что набор предметов на снимке носит случайный характер, вещи принадлежат к совершенно разным народам и культурам и никак между собой не связаны.

4. Где был снят Хан Хивинский?
У Прокудина-Горского было две группы фотопортретов Хана Хивинского.
Одну из них (два дубля) Прокудин-Горский сделал, как оказалось, в Зимнем дворце в 1911 году, во время визита Хана в Петербург.

Вторая группа портретов  (из трёх дублей) была сделана, судя по наградам и погонам, во время того же визита в Петербург 1911 г. (май-июнь). Осталось только определить точное место съемки (это может быть также Гатчина или Петергоф):



У хана погоны генерал-майора, которые, согласно источнику, он получил 30 июля 1910 г., но без знаков Свиты.
В то же время на груди у хана нет ордена Белого Орла, который был ему вручен императором 30 мая 1911 года. Вероятно, тогда же хан получил чин генерал-майора Свиты и соответствующие погоны.
После идентификации портретов хана в Зимнем дворце появилась уверенность, что вторая группа снимков была сделана также в Петербурге или его окрестностях. Архитектура ограды типично русская и лишь немногим отличается, например, от ограды сада Аничкова дворца в Петербурге.
Более того, среди зелени за оградой была замечена интересная деталь:

Очень напоминает двуглавого орла, не правда ли? Если этот символ был установлен где-то на ограде или на воротах, тогда почти однозначно можно говорить об одной из царской или великокняжеских резиденций! Но, быть может, это всего лищь листва.
Мы изучили ограды многих мест, где побывал Хан во время визита в Петербург: царские резиденции в Петергофе и Гатчине, дача Столыпина, Аничков  дворец, но точного соответствия не нашли нигде.


5. Два снимка (предположительно, панорама) на Черноморском побережье Кавказа:

Высокое разрешение
Они попали в альбом "Разное этюды" и имеют неопределенную подпись "В монастырском саду".
В качестве наиболее вероятно варианта рассматривался сад Ново-Афонского монастыря, но там не удалось найти точного совпадения по рельефу местности. Возможно, это другое место на Черноморском побережье Кавказа (Лоо, Дагомыс, Сочи, окрестности Сухума).

6. Этюд "В Италии".
Несмотря на подпись, снимок мог быть сделан с равной вероятностью в Австрии, Швейцарии или во Франции.
Конечно, шансы определить место по фрагменту этой виллы малы, но они всё же есть, особенно, если искать в тех местах, где Прокудин-Горский снимал (Вильфранш, Филлах, Лугано, Мальчезине, Капри, Флоренция).

V_Italii 20193u_my

7. Село на на Староладожском канале

Высокое разрешение
Снимок помещён в Мариинском альбоме с подписью "Село Черное на Староладожском канале". Однако село с таким названием находится в нескольких километрах на Новоладожском канале, где Прокудин-Горский, по всей видимости, не снимал.
Предположительно на снимке - один из видов села Кобоны или Лаврова.

Если кого-то серьёзно заинтересовала эта тема, можете посмотреть Общий список фотографий Прокудина-Горского, требующих идентификации.

Recent Posts from This Journal

Latest Month

December 2020
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters




Locations of visitors to this page

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner