oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский и юбилей 1812 года

Вчера исполнилось ровно 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года.
В 1912 году вся Россия широко отмечала 100-летний тех событий.
Прокудин-Горский не остался в стороне,  в 1911 и 1912 годах он осуществил крупный фотопроект «Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе», проехав по местам былых сражений от подмосковного Можайска до литовской Ковны (ныне Каунас). К сожалению, до сих пор так и не удалось выяснить, кто был заказчиком этой замечательной работы и как предполагалось использовать её результаты. В каталоге юбилейной выставки 1812 г. о Прокудине-Горском нет ни слова, однако его проекции могли быть дополнением к выставочным (и вообще юбилейным мероприятиям).
Помимо вышеназванного фотоальбома в коллекции имеется безымянный негатив с портретом Наполеона:


Как удалось выяснить, на фотографии запечатлена репродукция с картины В. Верещагина «Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мира» для издания в юбилейном альбоме «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников с пояснительным текстом под редакцией И. Н. Божерянова». (Издание С. М. Прокудина-Горского и К. П. Лаурсон. С. Петербург, 1911 г.).
Данная репродукция вошла в альбом как иллюстрация №24 «Наполеон в ожидании мира» (однако её нет в репринтных изданиях альбома, поскольку их издатели использовали экземпляр, где именно этот лист был утрачен!).
Оригинал картины находится в Государственном историческом музее (г. Москва).
Не вполне понятно, почему на снимке мы видим именно репродукцию, а не саму картину.



Обложка и оглавление альбома:



Оглавление:


Из репринтного издания:


Примеры репродукций из альбома.
Коссак. Сожжение знамен Великой армии:


Верещагин. В Кремле - пожар:


Верещагин. На этапе. Дурные вести из Франции:


Верещагин. В Успенском собора:

Да, в главной святыне Москвы наполеоновские варвары реально сделали стойло для своих лошадей.

Верещагин. В штыки! Ура! Ура!


Кстати, верещагинский портрет Наполеона, с которого начался наш пост, широко издавался в дореволюционной России в виде открыток:




Tags: Издания Прокудина-Горского, Места 1812 года, Работы мастерской Прокудина-Горского
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments