oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Народы Российской империи на снимках Прокудина-Горского

Творческое наследие С. М. Прокудина-Горского неисчерпаемо по своему тематическому и географическому разнообразию. Я бы сказал, используя известный фразеологизм из рассказа Чехова, что у него, как в Греции, всё есть.
Чтобы показать это многообразие, я решил подготовить серию тематических обзоров.
Первый из них посвящён этническому разнообразию Российской империи, которое фотограф целенаправленно старался запечатлеть.
Представленные на его снимках народы будут даны в алфавитном порядке в соответствии с современными русскими названиями и необходимым комментариями.
Для составления этого обзора пришлось проделать определённую исследовательскую работу, так как до 1917 г. многие народы в России назывались совершенно иначе, иногда в контрольном альбоме вообще не указывается национальность, однако её удалось определить по другим источникам. В некоторых случаях авторские подписи с названиями национальностей в контрольном альбоме оказались перепутанными между собой: "армянки" стали "грузинками" и наоборот, но с этим тоже удалось разобраться.
К сожалению, не все снимки сохранились в цвете и некоторые вообще не сохранились. Например, согласно Списку 416 у Прокудина-Горского был этюд с цыганкой.

1. Аварцы.
"Аварки". Аул Аракани в Дагестане. 1904 год:

У Прокудина-Горского есть замечательная серия этнографических снимков Дагестана, однако все они подписаны в контрольном альбоме задним числом как "Типы Дагестана". К счастью, в Списке 416 (составленном в 1905 г.) для ннекоторых из них сохранились оригинальные авторские названия. К этому снимку подходит как раз название "Аварки". До сих пор представители этой национальности, если не ошибаюсь, преобладают среди жителей села Аракани.



Вероятно аварцы (если не лезгины) представлены на двух других замечательных снимках из села Аракани:

До сих пор остаётся загадкой, каким образом Прокудин-Горский попал в 1904 году в Дагестан и для каких целей предназначались эти этнографические съемки:

Также парадоксально, что самые удачные и качественные снимки людей во всей коллекции были сделаны в 1904 году, ещё до изобретения Прокудиным-Горским усовершенствованного сенсибилизатора (1905 г.), позволившего сократить время выдержки.

2. Азербайджанцы.
До революции их называли "бакинскими татарами", а у Прокудина-Горского единственный крупный план с представителями этой нациальности подписан как "Персидские татары":

Снимок сделан в посёлке Саатлы в Муганьской степи (Бакинская губерния), которую Прокудин-Горский снимал, по всей видимости, в 1912 г. в связи с хлопковым проектом.
Вот снимок целиком:


3. Армяне.
Хотя Прокудин-Горский не добрался до территории современной Республики Армения, он сделал замечательные снимки армянских женщин в Артвинском округе Батумской области в марте 1912 г.
"Армянки (католички) в обычном костюме":


4. Башкиры.
Летом 1910 г. Прокудин-Горский сделал замечательную серию этнографических снимков в башкирской деревне Яхья на границе современного Башкортостана с Челябинской областью. Теперь на картах она обозначена русифицированным топонимом Яхино.
"Молодой башкир":

"Башкирка в национальном костюме":

По другую сторону современной админ. границы, уже на территории современной Челябинской области были сделаны два снимка с названием "Стрелочник башкир".

5. Белоруссы.
На территории современной Белоруссии Прокудин-Горский снимал в связи с юбилеем 1812 г., поэтому почти не уделил внимания этнографии.
Есть только одно фото с белорусской крестьянкой - "На жнитве. У села Бычи":

К сожалению, местонахождения цветного оригинала этого снимка остаётся неизвестным.

6. Греки.
Как известно, со времен Античности и Византии греки проживали в северном Причерноморье.  Во время посещения посёлка Чаква (Чакви) в Батумской области летом 1912 г. Прокудин-Горский сделал снимок "Группа рабочих на сборе чая. Гречанки":




7. Грузины.
У Прокудина-Горского есть три красивых этнографических снимка с грузинскими женщинами в нарядных костюмах.
Вот один из них - "Грузинки в праздничном наряде":

Снимок был ошибочно вклеен среди фотографий Артвина над подписью "Армянки в праздничном наряде", однако нетрудно заметить, что на фото скамейки Боржомского минерального парка, стоящие близ Екатерининского источника.

"Грузин - торговец помидорами", 1912 г.:

Это фрагмент снимка (не очень удачного технически), сделанного где-то между Дагомысом и Сочи. Единственный у Прокудина-Горского мужской портрет представителя грузинской национальности.

8. Евреи.
"Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд", 1911 г.:


9. Казаки.
Казаки не являются национальностью в полном смысле, это всё же было особое сословие, однако с высокой степенью этно-культурной самобытности, поэтому их можно назвать субэтносом русского народа.
У Прокудина-Горского есть снимок, имеющий авторской название "Джигит Ибрагим". Он был сделан в 1911 г. в царском имении Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне это Марыйский велайят Туркменистана):


Форма на джигите казачья. Как раз в 1911 г. в Мервском оазисе был расквартирован 1-й Кавказский Князя Потемкина-Таврического Кубанский казачий полк. Судя по имени (если оно настоящее) и внешности, этот казак - осетин или представитель другого горского народа.
Кстати, джигитами в то время называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.

10. Казахи.
Казахов вплоть до 1936 г. называли официально "киргизами".
В 1911 г. в Голодной степи (ныне территория Узбекистана) Прокудин-Горский запечатлел казахскую семью, назвав снимок "Кочующие киргизы":


11. Карелы.
В 1916 г. во время поездки по Мурманской железной дороги на территории современной Карелии Прокудин-Горский сделал снимок "Типы Карел":

А ещё ранее, в 1909 г. на территории нынешней Ленинградской области, он сделал серию этнографических снимков женщин в карельском народном костюме. К сожалению, они также не сохранились в цветном варианте.

12. Китайцы.
Китайцы в Российской империи не были редкостью.
В 1912 г. в Батумской области Прокудин-Горский сделал замечательный фотопрортрет - "Чайная фабрика в Чакве. Мастер китаец Лау-Джань-Джау":

Это легендарная личность, один из "отцов" грузинского чаеводство, о нём можно найти очень подробный рассказ в Сети.
Батумский режиссер Заур Маргиев снял о нём документальный фильм "Вторая родина китайца Лау": http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_3110214857.phtml
Кроме того, у Прокудина-Горского есть снимок с китайскими докторами на площади Регистан в Самарканде.

13. Киргизы.
До революции их называли "кара-киргизами" (а просто киргизами называли казахов). У Прокудина-Горского название "кара-киргизы" ни разу не встречается, но, кажется, есть несколько снимков с представителями этого народа.
Например, на территории современной Киргизии сделан снимок с подписью "Башкир":

До 1917 г. в Средней Азии, действительно, имелась башкирская община, но в данном случае, я полагаю, "башкиром" Прокудин-Горский назвал именно киргиза.
Снимок со всадником не сохранился в цвете. Однако, возможно, есть всё же цветное фото с представителем киргизской национальности. Я имею в виду снимок  "Голодная степь и курдючные овцы". Фрагмент. 1911 г.:

Хотя это мог быть и казах, конечно.

14. Курды.
В границах Российской империи на Кавказе проживало относительно небольшое число курдов. На Прокудин-Горский не смог пройти мимо и уделил им особое внимание.
"Курдская женщина с детьми". Село Кварцхана, Артвинский округ, Батумская область, 1912 г.:

Не так давно выяснилось, что был ещё один снимок, из пропавшей части коллекции:

Это репродукция прокудинского снимка из книги "Южная Колхида: Очерк проф. А. Н. Краснова". Петроград, 1915.

15. Лезгины.
В Списке 416 у Прокудина-Горского упомянут снимок с названием "Лезгин".
С высокой степенью вероятности, это изначальное авторское название для этой фотографии:

Снято в Дагестане в 1904 г., возможно, в том же ауле Аракани.


16. Русские.
До 1917 г. было принято называть русскими всех потомков древнерусской народности. Тех, кого теперь официально называют "русскими" в Российской империи именовали представителями "великорусской народности" или просто "великороссами".
Прокудин-Горский сделал очень много этнографических снимков великороссов, поэтому им будет посвящен отдельный обзор.
Здесь покажем только самый красивый, поэтический снимок - "Обед на покосе", сделанный на берегу реки Шексны (современный Череповецкий район) в 1909 г.:


17. Таджики.
До революции всё осёдлое население Туркестана называли "сартами", так же подписывал свои снимки Прокудин-Горский.
Большинство из городских сартов были этническими таджиками, которых можно узнать по более европеидным чертам лица (у узбеков обычно смешанный расовый тип).
По общему количеству снимков сарты у Прокудина-Горского уступают только великороссами (а может, и превосходят их).
Приведу один из снимков, сделанных в Самарканде в 1911 г.:

По-моему, это этнические таджики, но полной уверенности нет, слишком перемешались народности в этом "плавильном котле".
Какой национальности сартянки на снимках Прокудина-Горского определить невозможно, поскольку они снимал их в традионном одеянии:


18. Татары.
На территории современного Татарстана Прокудин-Горский, насколько известно, не снимал. Однако на территории нынешней Челябинской области в 1910 г. был сделан снимок, озаглавленный "Татары у костра". Вот его фрагмент:


19. Турки.
Много турок проживало в Батумской области после присоединения  её к России в 1878 г. Как писал А.Н. Краснов, турки жили совершенно обособленно, почти не контактируя с русскими и ничего не перенимая от них, в надежде на скорое возвращение в состав своей прежней родины.
Прокудин-Горский снимал турок в районе Батума и Артвине в 1912 г.
Правда, в Батуме это могли быть и аджарцы-мусульмане, на снимке "Муллы в мечети Азизия. Батум":

Сам автор указал национальность "турок" только для одного из снимков, который относится к пропавшей части коллекции и нам доступен только в книжной репродукции:


20. Туркмены.
Прокудин-Горский снимал очень много туркмен в Закаспиской области в 1911 г., на территории царского поместь в Байрам-Али.
Правда, называл он их "текинцами". Строго говоря, это название главного из туркменских племён, но фотограф явно использовал термин в обобщённом смысле.
Вот один из наиболее интересных снимков - "Текинец с семьей":


21. Узбеки.
Хотя Прокудин-Горский сделал на территории современного Узбекистана рекордное число этнографичских снимков, но кто на них этнические узбеки понять непросто, так как все подписаны "сартами".
Вроде бы эти студенты на снимке медресе в Самарканде (январь 1907 г.) имеют "узбекский" тип лица:

Эмир Бухарский со знаменитейшего снимка уж точно был узбеком.

22. Украинцы.
До революции их называли в России "малороссами". Прокудин-Горский в 1904 г. сделал серию красивых снимков в Путивльском уезде Курской губернии (в 1924 г. передан из РСФСР в состав Украинской ССР). В альбоме все эти снимки подписаны однотипно "В Малороссии", однако благодаря авторским открыткам и Списку 416 удалось уточнить место съемки.
Малороссиянка. Близ Путивля Курской губернии, 1904 г.:

Есть ещё один женский портрет, который сохранился в цвете только на открытке:


23. Финны.
Как мы помним, свою самую первую фотоэкспедицию (очевидно, осенью 1903 г.) Прокудин-Горский совершил в Финляндию, которая номинально тогда входила в состав Российской империи.
Так что финны стали самыми первыми в серии этнографическиъ съемок, хотя и идут у нас последними по алфавиту.
К великому сожалению, ни один из этих снимков не сохранился в оригинале.
Есть цветная книжная репродукция:


И черно-белая контролька из альбома - "Финн, копающий картофель":


Следующий обзор  будет посвящен образам русского народа на снимках Прокудина-Горского.


Tags: Костюм, Тематические обзоры снимков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments