oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Материки, Тагажмозеро или Рахкова гора?

У С.М.Прокудина-Горского в альбоме, посвященном Мариинскому водному пути, есть два снимка, озаглавленных "Материки. Часовня во имя Божией Матери и сосна, на которой явилась икона".  Один из снимков сохранился в цвете:




Кроме того, у Прокудина-Горского имеется ещё изумительный снимок, подписанный как "Материки. Этюд":




На современных картах название "Материки" искать бесполезно. Когда-то у меня даже была мысль, что авторская подпись означает не название населенного пункта, а местное диалектное обозначение высокого берега, кряжа (что мы и видим на снимках). Однако оказалось, что деревня Материки в три двора действительно существовала и находилась она на реке Вытегре чуть выше знаменитого своей сгоревшей 24-купольной церковью Вытегорского погоста (Анхимово).  В начале 1960-х деревня Материки ушла под воду очередного водохранилища.
У что же со снимком часовни? Тут всё оказалось чрезвычайно загадочно и запутанно. Понятно, что явление иконы на дереве - далеко не рядовое событие и не могло не оставить следа в местной прессе, архивах, воспоминаниях. Около года назад мне удалось найти дореволюционные журнальные публикации (например, Шайжин Н. Сказание о явлении и прославлении иконы Святителя и Чудотворца Николая Тагажмозерского // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908.), в которых очень подробно описывалось предание о чудесном явлении иконы на сосне в деревне Тагажмозеро, которая находилась всего в нескольких верстах от Вытегорского погоста!  В честь этого события рядом с сосной была воздвигнута часовня, а впоследствии, вместо неё, церковь. Сама деревенька Тагажмозеро (ныне не существующая) превратилась в место паломничества губернского масштаба. Для богомольцев через глухие леса и болота проложили специальную дорогу от Вытегорского погста. Казалось, что вырисовывается следующая картина: в ходе своей поездки по Мариинской системе С.М.Прокудин-Горский услышал от местных жителей историю о местной святыне и решил сделать небольшой крюк в примерно 12 верст, чтобы запечатлеть часовню и чудесную сосну. Ведь заказчиком первой "официальной" фотоэкспедиции Прокудина-Горского был царь, семья которого, как известно, питала большой интерес к подобным явлениям. Не понятно было только, почему фотограф дал снимку неправильное географическое название?
Однако чем больше я читал старые журнальные материалы, тем больше сомнений возникало. И часовня не так называлась, и сосна на снимке выглядит раза в два меньше, чем по описанию. Да и вообще, мог ли Прокудин-Горский запечатлеть ту самую сосну? Ведь он снимал Вытегру в июле 1909 г. Согласно одной публикации того же года ("Двадцатилетие со дня освящения Тагажмозерской Николаевской церкви, Выт. уезда. 1889 – 1909". // Олонецкие епархиальные ведомости. 1909), эта сосна "27-го іюля сего года отъ сильнаго вихря упала". Может быть, Прокудин-Горский просто чуть-чуть не успел застать чудесную сосну "в живых" и это не дало ему запечатлеть подлинную святыню?
За дополнительной информацией я обратился этим летом в Вытегорский краеведческий музей. В результате длительных телефонных переговоров выяснилось следующее. В Музее есть старый снимок церкви в Тагажмозеро и это другой храм, чем на фото Прокудина-Горского. В самих Материках имелась часовня, но не во имя Божией Матери, как написано у Прокудина-Горского, а Парасковьи Пятницы. В архиве Музея имелся только один общий вид деревни Материки. По ландшафту он вполне подходил к прокудинским снимкам, но по каким-либо характерным деталям установить тождество хотя бы с одним из них не удалось.
Мне самому представляется маловероятной версия, что часовня действительно была снята в Материках. Там ведь было всего три двора и они располагались у самой воды, под горой, если верить подписи "Материки. Этюд". А на черно-белом снимке с часовней хорошо виды деревенские дома на самой горе.
Где же тогда могла быть сделан снимок с часовней у сосны? У меня есть одно предположение. Если ехать от Вытегорского погоста в Тагажмозеро, то в начале дороги можно было увидеть деревню Кудама. На старой карте рядом с ней обозначена Рахнова гора. Сейчас эти места сильно обезлюдели, но не ушли под воду, в отличие от д. Материки. В Олонецких губернских ведомостях (№2 за 1885 г.)  можно прочесть следующее: "При деревне Кудаме (иначе - Рахкова гора и Сидорова), стоит одиноко в поле роща с часовнею; передают, что в этой роще паны похоронили себя вместе с детьми и всеми сокровищами; для этого вырыли они здесь несколько больших ям... Я лично осматривал эту рощу и заметил в ней вблизи самой часовни два углубления..." .
Не эти ли углубления близ часовни легко заметить, посмотрев на снимок Прокудина-Горского в хорошем разрешении? Да и описание вполне подходит: роща с часовнею на горе.
Можно пока предположить в качестве гипотезы: Прокудин-Горский действительно выехал из Вытегорского погоста по дороге в сторону Тагажмозера, намереваясь заснять главную местную святыню. Однако до неё он не доехал: либо его застало известие о гибели сосны либо банально дорога оказалась слишком плохой, труднопроходимой и не захотелось рисковать дорогой аппаратурой, а тут прямо по пути подвернулась готовая декорация для съемки: красавица часовня у сосны. Сюжет со святыней получился отменно (на всякий случай Прокудин-Горский сделал дубль).
Надеюсь, что следующим летом мне удастся выбраться в те места и проверить гипотезу. Рахкову гору покажет любой местный житель, а ландшафт не должен был сильно измениться за 100 лет.


















Tags: Вологодчина, Вытегорье, Идентификация, Мариинская система, Храмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment