oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

С.М.Прокудин-Горский. Скалы на р. Юрезани у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя

Очередное фотосравнение по Усть-Катаву уральского краеведа Антона Азовцева. Как всегда, выше всяких похвал!

Оригинал взят у to4et в С. М. Прокудин-Горский. Скалы на р. Юрезани у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя.

С. М. Прокудин-Горский. Скалы на р. Юрезани у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя.



Скалы на р. Юрезани у Усть-Катава. 1910 год, реставрация Вячеслава Ратникова -


 Скалы на р. Юрюзани у Усть-Катава. 2016 год -



Снимок сделан в юго-западном направлении, между Царь выемкой в Герасимовом камне и Герасимовым островом, на 1797 км. Южно-Уральской железной дороги, между столбами №372 и 374, или по старому на 617 вёрсте Самаро-Златоустовской железной дороги. -




Сейчас обочина дороги так заросла, что реку Юрюзань, вдоль которой идёт дорога, совсем невидно. Фото без зума -



Что бы показать, что река и полуостров всё же существуют, я прикрутил фотик к палке и поднял высоко над головой. Фото с палки -



По реке многие катаются на лодках. Здесь есть возможность отправить сплавщиков со старой станции Усть-Катав на 1799 километре и подобрать их возле детского лагеря "Ребячья Республика". Пять километров по реке, глядя на красивые скалы и автоматы охраны Юрюзанского моста. Вот только во многих местах лодку придётся перетаскивать через мели. -


 Позади точки съёмки есть бетонный столбик с цифрой десять и пещера в скале на противоположном Башкирском берегу. По реке Юрюзань здесь проходит граница между Башкирией и Челябинской областью. -


 Скалы напротив точки съёмки очень красивые -


Панорама с берега -

Справа, за краем панорамы находится Герасимов остров, он перегораживает реку как плотина и в основном очень мелкая Юрюзань, перед островом становится гораздо глубже, местами по грудь, вполне можно купаться. Остров -


Склон жд насыпи здесь очень высокий и крутой, до самой воды. Удивительно как на нём растут деревья, ходить по нему невозможно, при каждом шаге пара килограмм щебня скатывается вниз, что бы не съехать вместе с ним, приходится держаться за деревья, которые стоят на ногах крепче человека.
Пропуская поезда, здесь приходится заранее прятаться за деревьями, рискуя скатиться с насыпи, если плохо спрятался и машинист заметит издали, то он начинает так возмущённо и громко гудеть, что уши закладывает.



Из Царь выемки -

Строительство этой Самаро-Златоустовской железной дороги началось в 1885 году, однополосное движение открыто в 1890 году, когда точно была открыта вторая полоса мне найти не удалось, на фото она выглядит совсем свежей, значит где-то 1908-1909 год.
Точной привязки дороги к скалам здесь нет, но думаю что железнодорожная насыпь, как и в других местах, стала выше не меньше чем на метр.
На скалах в 1910 году совсем не было больших деревьев, скорей всего их вырубили на дрова для Усть-Катавского завода, до которого от сюда мене пяти километров. Да и при постройке железной дороги, наверняка шпалы делали из того что росло поблизости. Сейчас лес вырос заново и скалы стали казаться значительно выше.
Направление на карте -

На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.947004,58.118602&z=19&s=yandex&t=hyb&type=1
Добраться сюда можно лишь через Усть-Катав, поэтому его история -
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».


Tags: Всё заросло, Скалы, Урал, Усть-Катав, Фотосравнения, Челябинская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment