?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторые считают, что имя Прокудина-Горского было предано забвению во времена СССР, но это не совсем верно. Для того, чтобы понять, что такое АБСОЛЮТНОЕ ЗАБВЕНИЕ, надо обратиться к судьбе того (или тех), кто продолжал снимать по прокудинскому методу в СССР вскоре после революции.
Никогда не слышали про таких? Я тоже! Хотя уже несколько лет как любители фотоистории увидели в Сети крымские открытки 1926 г., подозрительно похожие на репродукции цветных снимков, до сих пор принято считать, что в довоенном СССР цветной фотографии "практически не существовало". Были какие-то эксперименты любителей-одиночек ближе к концу 1930-х, но не более. Послереволюционная цветная фотография остаётся самым большим белым пятном в истории отечественной светописи.
И вот в конце декабря прошлого года произошло одно событие, которое пробило первую брешь в стене этого забвения.
На "Мешке" мне попалась открытка, имевшая типичный для советских цветных фоторепродукций 1950-х вид, но датированная 1930-ми годами:

Туапсе. Рабочий поселок Грознефти3а

После Крымской серии 1926 г.  и четырёх "кремлёвских" серий 1931 г. это уже не вызывало особого удвиления, однако информация на оборотной стороне стала для меня настоящим откровением:

Туапсе. Рабочий поселок Грознефти2

"По 3-цветному фото В. И. Савельева"!
Как известно, "трёхцветная фотография" (нем. Dreifarbenfotografie) — это название метода Адольфа Мите, который у нас более известен как "метод Прокудина-Горского". Значит, не автохром, что и требовалось доказать.
А вот фамилия В.И. Савельева мне ничего не говорила. Учитывая её распространённость, поиск в Сети оказался абсолютно бесполезным. Хорошо, что есть подробнейший Словарь-справочник «Российские фотографы (1839-1930)» А.П. Попова
, в котором перечислены, кажется, вообще все, кто хоть раз взял в руки фотоаппарат.
И вот тут меня ждал ещё один сюрприз: фотографа с такой фамилией и инициалами там не значилось! "Неужели на открытке указан псевдоним?", подумал я? Но тогда найти сведения об авторе вообще было бы нереально.
Через две недели поисков я всё таки вычислил этого человека.
Им оказался фоторепортёр московских журналов Василий Иванович Савельев (1888-1943).
В Википедии есть статья о его брате Алексее Савельеве (1883-1923), гораздо более известном фотографе — знаменитом дореволюционном фоторепортёре, запечатлевшем все 3 революции, а также Льва Толстого и даже Ленина с бревном. Именно по его снимкам были напечатаны открытки с видами московских баррикад 1905 года.
Мои сомнения окончательно рассеялись, когда мне попался источник, в котором фигурировала ключевая фраза: "В нач. 1900-х ему удалось самостоятельно приблизиться к решению сложн. вопросов техники цветопередачи в полиграфии". Это написано о старшем брате Алексее, но они работали вместе с Василием. Сам Алексей безвременно умер в 1923 г. от воспаления лёгких и младшему брату пришлось, очевидно, заниматься данной темой уже самостоятельно.
Увы, никаких биографических сведений о самом Василии Савельеве пока найти не удаётся.
Исходя из биографии старшего брата мы знаем, что он родился в крестьянской семье в знаменитом селе Бородино.
В 1920-е работал фотокором журнала "Прожектор".
В 1925 г. снимал Есенина.
В 1932 г. участвовал в съемках Москвы для фотоальбома-папки "От Москвы купеческой — к Москве социалистической" (совместно с Лангманом, Игнатовичем, Козачинским и Родченко).
Это пока всё.
Причина смерти в 1943 г. (в 55 лет) не известна. Я было подумал, что он служил военным корреспондентом, но в базах данных не удалось найти сведений о таком участнике ВОВ.
Вполне могли остаться потомки, но чтобы их найти, надо сначала найти архивные источники по В.И.Савельеву.
Его имя значится только на 2 сериях открыток. На остальных шести известных сериях имя автора не указано. Вполне возможно, что тот же Савельев. Тогда он создатель первой "коллекции достопримечательностей СССР в натуральных цветах". Возможно, снял не одну тысячу цветных снимков в 1920-е и начале 1930-х гг., из которых только несколько процентов напечатаны в виде открыток (как это было у Прокудина-Горского). Возможно, где-то в архивах или у потомков лежат ящики с тройными негативами, которые при сканировании могли бы дать почти современное цифровое качество, не хуже чем у Прокудина-Горского. И тогда цветным для нас могло бы стать не только царское прошлое, но и первое десятилетие существования СССР.
Короче, есть о чём мечтать и что искать.
А пока покажем найденные открытки Кавказской серии, на которых указано авторство В.И.Савельева.
Точная дата съёмки не известна, но по состоянию сочинской архитектуры нижней границей является 1928 г. (мнение одного сочинского краеведа), а по датировке надписей на открытках верхняя граница — 1931 год.
Поскольку Прокудин-Горский не добрался до Туапсе, старейшие цветные снимки этого города были сделаны Савельевым.

Туапсе. Общий вид:

Туапсе общий вид фото Савельева1

Оборотка:
Туапсе общий вид фото Савельева3

Туапсе. Река Паук:
Туапсе. Река Паук, по 3-цветному фото Савельева1

Оборотка:
Туапсе. Река Паук, по 3-цветному фото Савельева2

Сочи. Ванный корпус Новой Мацесты:
Сочи. Ванный корпус Новой Мацесты. Савельев

Оборотка:
Сочи. Ванный корпус Новой Мацесты. Савельев2

Сочи. Лестница к ботаническому музею:
Сочи. Лестница к ботаническому музею. Савельев1

Оборотка:
Сочи. Лестница к ботаническому музею. Савельев2а

Сочи. Дом отдыха Совнаркома (бывшая вилла "Вера"):
Сочи. Дом отдыха Совнаркома. Савельев

Оборотка:
Сочи. Дом отдыха Совнаркома. Савельев2

Сочи Санаторий 8, около Новой Мацесты:
Сочи Санаторий 8, около Новой Мацесты. Савельев

Оборотка:
Сочи Санаторий 8, около Новой Мацесты. Савельев2

Сочи, Санаторий №7:
Сочи, Санаторий №7, Савельев

Оборотка:
Сочи, Санаторий №7, Савельев2

Сочи Ботанический сад Пальмы и кактусы:
Сочи Ботанический сад Пальмы и кактусы. Савельев

Оборотка:
Сочи Ботанический сад Пальмы и кактусы. Савельев2

Гагры. Пляж:
Гагры. Пляж. Савельев

Оборотка:
Гагры. Пляж. Савельев2

Гагры. Долина реки Жоэквара:
Гагры. Долина реки Жоэквара. Савельев

Оборотка:
Гагры. Долина реки Жоэквара. Савельев2а

Сухум. Опытный ин-т прикладной ботаники. Аллея пальм:
Сухум. Опытный ин-т прикладной ботаники. Аллея пальм. Савельев1

Оборотка:
Сухум. Опытный ин-т прикладной ботаники. Аллея пальм. Савельев2

Сухум. Санаторий Азра:
Сухум Санаторий Азра. Савельев2

Оборотка:
Сухум Санаторий Азра. Савельев2а

Для сравнения необходимо показать, как выглядели раскрашенные открытки того времени, почувствуйте разницу:
Кисловодск 30-е Храм воздуха


С следующем посте мы опубликую вторую серию открыточных снимков В.И.Савельева, а затем все другие серии, сделанные по цветным фотографиям 1925-1932 гг.
Будем признательны читателям за любую помощь в расследовании судьбы "советского Прокудина-Горского".


Recent Posts from This Journal

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
kobold_wizard
Jan. 17th, 2019 08:56 pm (UTC)
а откуда датировка снимков?
oldcolor
Jan. 18th, 2019 06:38 am (UTC)
По состоянию сочинской архитектуры нижней границей является 1928 г. (мнение одного сочинского краеведа), а по датировке надписей на открытках верхняя граница — 1931 год.
Александр Петренко
Jan. 18th, 2019 08:56 am (UTC)
Интересно, теоретически должен был сохраниться архив Фабрики книги "Красный пролетарий", управления Главлита и издательства ИЗОГИЗ. Сведения о з/п и гонорарах, по идее, хранятся 75 лет, кадровые приказы не меньше. Фабрика Московская, поэтому есть большой шанс на его сохранность. Так что, если получить доступ к архиву, можно выяснить подробнее судьбу В.И. Савельева.

Edited at 2019-01-18 08:58 am (UTC)
oldcolor
Jan. 18th, 2019 09:28 am (UTC)
Да, архивные следы обязательно найдутся. А может, и что-то из оригиналов снимков.
Наталия Довольная
Jan. 18th, 2019 09:01 am (UTC)
Может быть, это он?
http://www.rgali.ru/object/200625742

Личное дело Савельева Василия Ивановича.
Номер фонда 680
Название Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва, 1832-1918)
oldcolor
Jan. 18th, 2019 09:29 am (UTC)
Да, наверняка он! Спасибо Вам большое! Буду стараться добраться до этого дела.
zanzib
Jan. 20th, 2019 12:39 pm (UTC)
очень интересно! настоящий детектив. это будет сенсация, если найдутся негативы или хотя бы малая их часть.
Наталия Довольная
Feb. 4th, 2019 08:33 am (UTC)
Возможно, это тот самый В.И. Савельев. Бонус - его фотопортрет :)
https://archive.org/details/sovphoto_v1_1926_01/page/n25?q=%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2
Советское фото, вып. 01, 1926 г.
oldcolor
Feb. 4th, 2019 11:07 am (UTC)
Спасибо, Наталья! Я ссылку на эту статью недавно выкладывал на форуме проекта: http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=5&t=164
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner