oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Продолжатель Прокудина-Горского в СССР. Абсолютно забытый

Некоторые считают, что имя Прокудина-Горского было предано забвению во времена СССР, но это не совсем верно. Для того, чтобы понять, что такое АБСОЛЮТНОЕ ЗАБВЕНИЕ, надо обратиться к судьбе того (или тех), кто продолжал снимать по прокудинскому методу в СССР вскоре после революции.
Никогда не слышали про таких? Я тоже! Хотя уже несколько лет как любители фотоистории увидели в Сети крымские открытки 1926 г., подозрительно похожие на репродукции цветных снимков, до сих пор принято считать, что в довоенном СССР цветной фотографии "практически не существовало". Были какие-то эксперименты любителей-одиночек ближе к концу 1930-х, но не более. Послереволюционная цветная фотография остаётся самым большим белым пятном в истории отечественной светописи.
И вот в конце декабря прошлого года произошло одно событие, которое пробило первую брешь в стене этого забвения.
На "Мешке" мне попалась открытка, имевшая типичный для советских цветных фоторепродукций 1950-х вид, но датированная 1930-ми годами:

Туапсе. Рабочий поселок Грознефти3а

После Крымской серии 1926 г.  и четырёх "кремлёвских" серий 1931 г. это уже не вызывало особого удвиления, однако информация на оборотной стороне стала для меня настоящим откровением:

Туапсе. Рабочий поселок Грознефти2

"По 3-цветному фото В. И. Савельева"!
Как известно, "трёхцветная фотография" (нем. Dreifarbenfotografie) — это название метода Адольфа Мите, который у нас более известен как "метод Прокудина-Горского". Значит, не автохром, что и требовалось доказать.
А вот фамилия В.И. Савельева мне ничего не говорила. Учитывая её распространённость, поиск в Сети оказался абсолютно бесполезным. Хорошо, что есть подробнейший Словарь-справочник «Российские фотографы (1839-1930)» А.П. Попова
, в котором перечислены, кажется, вообще все, кто хоть раз взял в руки фотоаппарат.
И вот тут меня ждал ещё один сюрприз: фотографа с такой фамилией и инициалами там не значилось! "Неужели на открытке указан псевдоним?", подумал я? Но тогда найти сведения об авторе вообще было бы нереально.
Через две недели поисков я всё таки вычислил этого человека.
Им оказался фоторепортёр московских журналов Василий Иванович Савельев (1888-1943).
В Википедии есть статья о его брате Алексее Савельеве (1883-1923), гораздо более известном фотографе — знаменитом дореволюционном фоторепортёре, запечатлевшем все 3 революции, а также Льва Толстого и даже Ленина с бревном. Именно по его снимкам были напечатаны открытки с видами московских баррикад 1905 года.
Мои сомнения окончательно рассеялись, когда мне попался источник, в котором фигурировала ключевая фраза: "В нач. 1900-х ему удалось самостоятельно приблизиться к решению сложн. вопросов техники цветопередачи в полиграфии". Это написано о старшем брате Алексее, но они работали вместе с Василием. Сам Алексей безвременно умер в 1923 г. от воспаления лёгких и младшему брату пришлось, очевидно, заниматься данной темой уже самостоятельно.
Увы, никаких биографических сведений о самом Василии Савельеве пока найти не удаётся.
Исходя из биографии старшего брата мы знаем, что он родился в крестьянской семье в знаменитом селе Бородино.
В 1920-е работал фотокором журнала "Прожектор".
В 1925 г. снимал Есенина.
В 1932 г. участвовал в съемках Москвы для фотоальбома-папки "От Москвы купеческой — к Москве социалистической" (совместно с Лангманом, Игнатовичем, Козачинским и Родченко).
Это пока всё.
Причина смерти в 1943 г. (в 55 лет) не известна. Я было подумал, что он служил военным корреспондентом, но в базах данных не удалось найти сведений о таком участнике ВОВ.
Вполне могли остаться потомки, но чтобы их найти, надо сначала найти архивные источники по В.И.Савельеву.
Его имя значится только на 2 сериях открыток. На остальных шести известных сериях имя автора не указано. Вполне возможно, что тот же Савельев. Тогда он создатель первой "коллекции достопримечательностей СССР в натуральных цветах". Возможно, снял не одну тысячу цветных снимков в 1920-е и начале 1930-х гг., из которых только несколько процентов напечатаны в виде открыток (как это было у Прокудина-Горского). Возможно, где-то в архивах или у потомков лежат ящики с тройными негативами, которые при сканировании могли бы дать почти современное цифровое качество, не хуже чем у Прокудина-Горского. И тогда цветным для нас могло бы стать не только царское прошлое, но и первое десятилетие существования СССР.
Короче, есть о чём мечтать и что искать.
А пока покажем найденные открытки Кавказской серии, на которых указано авторство В.И.Савельева.
Точная дата съёмки не известна, но по состоянию сочинской архитектуры нижней границей является 1928 г. (мнение одного сочинского краеведа), а по датировке надписей на открытках верхняя граница — 1931 год.
Поскольку Прокудин-Горский не добрался до Туапсе, старейшие цветные снимки этого города были сделаны Савельевым.

Туапсе. Общий вид:

Туапсе общий вид фото Савельева1

Оборотка:
Туапсе общий вид фото Савельева3

Туапсе. Река Паук:
Туапсе. Река Паук, по 3-цветному фото Савельева1

Оборотка:
Туапсе. Река Паук, по 3-цветному фото Савельева2

Сочи. Ванный корпус Новой Мацесты:
Сочи. Ванный корпус Новой Мацесты. Савельев

Оборотка:
Сочи. Ванный корпус Новой Мацесты. Савельев2

Сочи. Лестница к ботаническому музею:
Сочи. Лестница к ботаническому музею. Савельев1

Оборотка:
Сочи. Лестница к ботаническому музею. Савельев2а

Сочи. Дом отдыха Совнаркома (бывшая вилла "Вера"):
Сочи. Дом отдыха Совнаркома. Савельев

Оборотка:
Сочи. Дом отдыха Совнаркома. Савельев2

Сочи Санаторий 8, около Новой Мацесты:
Сочи Санаторий 8, около Новой Мацесты. Савельев

Оборотка:
Сочи Санаторий 8, около Новой Мацесты. Савельев2

Сочи, Санаторий №7:
Сочи, Санаторий №7, Савельев

Оборотка:
Сочи, Санаторий №7, Савельев2

Сочи Ботанический сад Пальмы и кактусы:
Сочи Ботанический сад Пальмы и кактусы. Савельев

Оборотка:
Сочи Ботанический сад Пальмы и кактусы. Савельев2

Гагры. Пляж:
Гагры. Пляж. Савельев

Оборотка:
Гагры. Пляж. Савельев2

Гагры. Долина реки Жоэквара:
Гагры. Долина реки Жоэквара. Савельев

Оборотка:
Гагры. Долина реки Жоэквара. Савельев2а

Сухум. Опытный ин-т прикладной ботаники. Аллея пальм:
Сухум. Опытный ин-т прикладной ботаники. Аллея пальм. Савельев1

Оборотка:
Сухум. Опытный ин-т прикладной ботаники. Аллея пальм. Савельев2

Сухум. Санаторий Азра:
Сухум Санаторий Азра. Савельев2

Оборотка:
Сухум Санаторий Азра. Савельев2а

Для сравнения необходимо показать, как выглядели раскрашенные открытки того времени, почувствуйте разницу:
Кисловодск 30-е Храм воздуха


С следующем посте мы опубликую вторую серию открыточных снимков В.И.Савельева, а затем все другие серии, сделанные по цветным фотографиям 1925-1932 гг.
Будем признательны читателям за любую помощь в расследовании судьбы "советского Прокудина-Горского".


Tags: Абхазия, Гагры, История цветной фотографии, Кавказ, Метод Прокудина-Горского в СССР, Сочи, Сухум
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments