oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Прокудин-Горский. Закругление пути у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя

Поздравляю всех читателей с наступившим Новым годом!
Надеюсь, что в нём нас ждёт немало интересного по неисчерпаемой прокудинской теме!

Очередная серия фотосравнений по Усть-Катаву уральского краеведа Антона Азовцева.
Оригинал взят у to4et в С. М. Прокудин-Горский. Закругление пути у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя.




1910 год, моя реставрация -

 2016 год -

Южный Урал. Усть-Катав.
Снимок сделан из Башкирии, хотя на снимке Челябинская область, судя по Гугл карте граница между республикой Башкортостан и Челябинской областью проходит как раз за кадром в низу снимка.
Прокудин-Горский снимал прямо из Царь выемки в скале Герасимов камень, так что бы стены выемки не попадали в кадр.  Фото без зума -

Внизу старого кадра тень от каменной стены справа, сейчас она стала значительно меньше, но и остатки всё равно отбрасывают тень. Это до меня дошло лишь при совмещении снимков, когда новая тень встала на место старой, а при реставрации снимка я принимал её за дефект фотопластинки и пытался всячески от неё избавиться, поэтому между рельс тени практически невидно.
Вдали сейчас видны выросшие дома  Усть-Катава, это новый район со странным названием Микрорайон № 2.
На первый взгляд кажется что здесь мало что изменилось, лишь добавились провода и дома, но при совмещении я нашёл лишь одну сохранившуюся точку, это стена водоподъёмного здания вдали под башней.
Фрагмент с башней -

Сравнение с башней вблизи -
Вид на водоемное и водоподъемное здание на станции Усть-Катав. 619-я верста. Приблизительно 1890 год и около 126 лет спустя -

 На фрагменте возле водонапорной башни мне мерещится ещё один светофор, а также подобные семафоры есть ещё на двух снимках Прокудина-Горского -
Выходные пласты у Катав-Ивановского завода 2. фрагмент -

Выемка в горе около станции Златоуст. фрагмент -

Это семафор системы Макса Юделя (фирма Judel & Co, Брауншвейг).
Внизу, слева на мачте, виден керосиновый фонарь с белым стеклом, с обеих сторон, его возможно хватало на всю ночь. Вечером его заправляли, зажигали и с помощью тросов поднимали наверх, так чтоб он оказался меж двух пластин с красными и зелёными стёклами. На фото запрещающий сигнал семафора, поднятый фонарь должен оказаться напротив красного стекла.
Внизу, справа на мачте, шкив управления семафором, если его повернуть, то тяга опустит голосующую руку вниз, а напротив фонаря окажется зелёное стекло, это будет разрешающий движение сигнал.
На дальней пластине нижнее зелёное стекло, а на ближней красное. Думаю семафор только для правой линии, для поездов приближающихся к станции, водонапорную башню которой видно вдали. А что бы не смущать отъезжающие от станции поезда, с той стороны оба стекла поставлены зелёного цвета.
Семафор управляется дистанционно со станции! С помощью двух тросов закреплённых к шкиву и идущих сквозь отверстия в рельсах, из которых сделаны столбики вдоль дороги. На станции тросы крепились к такому же шкиву, как на семафоре, только с большим рычагом -

За семафором на старом снимке сложены обрезки рельс, наверно излишки столбиков для тросов, интересно что сейчас, именно на этом же месте, сложены шпалы. Правее семафора, какая-то площадка, от которой сейчас не осталось и следа, с этой площадки Прокудин-Горский снял выемку из которой сделан этот кадр.
Самая большая выемка у Усть-Катава. 1910 год и 106 лет спустя -

Железнодорожная насыпь стала выше, в идеале что бы повторить снимок надо приседать.
 На старом снимке, за железнодорожной насыпью, на берегу реки Юрюзань, в кустах прячутся буны, от которых сейчас не осталось и следа. Фото от водонапорной башни.  Линiя по отводу р. Юрезани. 618 верста. -
Слева за поворотом скалы находится Станционная пещера, в которой запрещено движение автотранспорта :-)
Пещера -





 Направление на карте -

На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.941842,58.119403&z=16&s=yandex&t=hyb&type=1
История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».


Tags: Железные дороги, Урал, Усть-Катав, Фотосравнения, Челябинская область, Юрезань
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments