oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Прокудин-Горский. Вид с Могильной горы. Вдали Медвежья гора. 1910 г. и 106 лет спустя

Думал, что неутомимый уральский краевед Антон Азовцев  уже закончил выкладывать свои сравнения по Южному Уралу и все они есть в нашем блоге, но оказалось, что у него в запасе ещё есть Усть-Катав!

Оригинал взят у to4et в С. М. Прокудин-Горский. Вид с Могильной горы. Вдали Медвежья гора. 1910 год и 106 лет спустя.



1910 год. Использована реставрация Сергея Прохорова -

 2016 год -

Южный Урал. Город Усть-Катав.
Снимок сделан со склона Могильной горы, на её вершине до сих пор старое кладбище.
Точка съёмки находится на современной улице Гнусарева между 9 и 11 домами. На месте точку съёмки я так и не нашёл, снял слишком близко, надо было отходить назад, тогда внизу кадра появился бы забор, стоящий практически на том же месте и видимый на фото без зума -

 Вдали Медвежья гора. С большой натяжкой в ней можно разглядеть лежачего медведя, вытянувшего лапы и пьющего воду из реки, возможно надо смотреть с какого нибудь другого ракурса. Эта гора есть на другом фото Прокудина-Горского "Ледорезы на р. Юрезани.". Репродукция №20613 -

 Под Медвежьей горой видна река Юрюзань -

В 1944 году в этом месте построили Брянский мост -

Сейчас он полностью скрывается за домами -

 Справа перед горой видна строящаяся церковь -

Это церковь Александра Невского, её достроят через год, в 1911 году. В 1930 году она была закрыта, использовалась как клуб, сломана в 1952 году. Сейчас на месте церкви парк, у Дворца культуры им. Т. Я. Белоконева.
На переднем плане, между домами на старом фото, с трудом можно разглядеть реку Катав, на современном фото её невидно за деревьями.
За рекой Катав, сараи с дымящими трубами, это Усть-Катавский железо делательный завод, на котором ещё в 1901 году ухитрились выпустить первый трамвай, сейчас это ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова». Здесь в 1969 году начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!
Самое высокое здание слева, это администрация вагоностроительного завода.
Новое заводское здание с большой трубой, при увеличении выглядит заброшенным лет сто назад -

При съёмке, в кадр случайно попала пара пикирующих тарелок -

Тарелками прикидывались обычные воробьи.
Город в районе точки съёмки напоминает деревню, даже гуси прямо на улице пасутся -

За сто лет в этом месте не сохранилось ни одного узнаваемого здания! Лишь внизу, шиферная крыша по форме совпадает со старой деревянной, возможно под этой крышей и прячется сохранившийся дом.
Направление на карте -

На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.928996,58.156083&z=19&s=yandex&t=hyb&type=1
История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина»

Tags: Урал, Усть-Катав, Фотосравнения, Челябинская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments