?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В связи с ликвидацией Яндекс-фоток наш неутомимый уральский краевед Антон Азовцев теперь публикует свои работы в ЖЖ, в блоге to4et. Скоро там будет новая серия интересных фотосравнений с Прокудиным-Горским, но пока идёт ретроспектива. Одно из его сравнений 2016 г. я почему-то раньше не видел.
Оригинал взят в С. М. Прокудин-Горский. Выходные пласты у Катав-Ивановского завода 2. 1910 год и 106 лет спустя.



Выходные пласты у Катав-Ивановского завода 2. 1910 год. Моя реставрация -

И 106 лет спустя, 2016 год -

Южный Урал. Город Катав-Ивановск.
Снимок сделан в двухстах метрах от железнодорожного моста через реку Катав. Река прячется справа, сразу за краем снимка. Вид от ж.д. моста -

Железнодорожная насыпь стала выше почти на метр, из-за этого ни один из снимков, сделанных почти с каждой шпалы, не подошёл при совмещении, пришлось подгонять скалы в ФШ. Надо было снимать на корточках.
Свежеобнажённые, цветные выходные пласты, за сто лет выцвели на солнце став серо белыми.
Сейчас на склоне горы, слева за скалой, выложен геоглиф "Я люблю Катав", но с этого ракурса его не видно и я о нём узнал уже после поездки, разглядев на карте -

С этой горы в 1774 году Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули, но сжечь завод так и не смог.
Вдали раньше стоял механический светофор -

Это семафор системы Макса Юделя (фирма Judel & Co, Брауншвейг). Горский снял такой же семафор крупным планом "Закругление пути у Усть-Катава." -

Внизу, слева на мачте, виден керосиновый фонарь с белым стеклом, с обеих сторон, его возможно хватало на всю ночь. Вечером его заправляли, зажигали и с помощью тросов поднимали наверх, так чтоб он оказался меж двух пластин с красными и зелёными стёклами. На фото запрещающий сигнал семафора, поднятый фонарь должен оказаться напротив красного стекла.
Внизу, справа на мачте, шкив управления семафором, если его повернуть, то тяга опустит голосующую руку вниз, а напротив фонаря окажется зелёное стекло, это будет разрешающий движение сигнал.
На дальней пластине нижнее зелёное стекло, а на ближней красное. Думаю семафор только для правой линии, для поездов приближающихся к станции, водонапорную башню которой видно вдали. А что бы не смущать отъезжающие от станции поезда, с той стороны оба стекла поставлены зелёного цвета.
Семафор управляется дистанционно со станции! С помощью двух тросов закреплённых к шкиву и идущих сквозь отверстия в рельсах, из которых сделаны столбики вдоль дороги. На станции тросы крепились к такому же шкиву, как на семафоре, только с большим рычагом -

На Катав-Ивановском семафоре удалённое управление так и недоделали из-за кризиса. На снимке сделанном метрах в ста позади, видно что не только тросов не хватает, но и в некоторых рельсах даже нет отверстий под них. Сейчас там появился современный светофор. "Выходные пласты у Катав-Ивановского завода 1." -

Столбики сохранились, хотя в этом месте их и засыпали щебнем, но в траве можно отыскать их макушки.
Справа позади точки съёмки, за рекой, находится железнодорожный вокзал -

При советах здесь было пассажирское движение, но после перестройки его отменили, так и не электрифицировав дорогу. Поэтому вокзал стоит наглухо закрытый железными ставнями.
Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода.
Справа за кадром находится Катав-Ивановский завод снятый Горским со склона горы что слева -

 Фото без зума -

 Направление на карте -

На Гугл карте -
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.760821,58.202715&z=18&s=google&t=hyb&type=1
Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 -
Сказ о железном деле ч 2 -
Сказ о железном деле ч 3 -
История Катав-Ивановска.
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1774 год - Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули с Елеоновской горы, но так и не покорил завод. (Елеоновской горы в инете я не нашёл, предполагаю что так раньше называли высокий берег реки Катав, который виден на этом фото слева, это единственная возвышенность с которой до завода могут долететь стрелы.)
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1862 год - Громадным наводнением разрушило заводскую плотину, несколько фабричных зданий и до 200 домов стоявших на низменностях, не обошлось без человеческих жертв.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1883 год - Громадным пожаром было истреблено до 700 домов.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1898 - Снова пожаром уничтожено более 500 домов, пострадали и заводские постройки.
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1910 - Катав-Ивановск, по железной дороге, посетил С. М. Прокудин-Горский вместе со своим вагоном-фотолабораторией.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Катав-Ивановский завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода. В здании разместился хирургический стационар, затем туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.


Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
honzales
Nov. 6th, 2018 10:02 am (UTC)
Интересно, что такой же семафор мы видели у Вернеаршинского в 1999 году, когда ездили по насыпи узкоколейки, когда-то соединявшей Катав-Ивановский завод с Верхнеаршинским рудником.
К сожалению, лучшего изображения, чем давнишний скриншот с VHS-видео, не сохранилось;

( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner