oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Неузнаваемая Савонлинна

Идентификация последнего известного снимка Сайменского озера (из серии, сделанной Прокудиным-Горским в сентябре-октябре 1903 г.), оказалась одной из самых интересных головоломок.




Альбомная подпись гласила "На Сайменском озере", но в списке 416 нет ни одного снимка с таким названием. Какое-то время я безуспешно искал соответствующий пейзаж в парке Монрепо в Выборге. Но ничего определенно похожего найти не удалось. Оставались ещё варианты с Вильманстранде, Пункахарью и Нейшлотом (Савонлинной). Искать самому среди бесконечных шхер и бухточек  Сайменского озера казалось делом безнадежным. Летом 2010 г. я обратился за помощью в музей Савонлинны, прислав им заодно снимок, ныне опознанный как вид в Бадхуспарка в Нейшлоте. К моему глубокому удивлению (и досаде, конечно), местные краеведы не смогли опознать ландшафт ни на одном из двух снимков!  Тогда я, по простоте душевной, воспринял это неузнавание как доказательство, что снимки не могли быть сделаны в самом городе, точнее, в его парковой зоне. Ведь иначе их бы конечно узнали местные жители!  Но обращение оказалось не напрасным: вместе с отрицательным ответом я получил ключ к решению загадки. При просмотре снимка в максимальном разрешении местные краеведы нашли на лодке название "Tott". Для нас эти четыре буквы ничего не значат, а для них они значат очень многое - это фамилия основателя замка Олавлинна в Нейшлоте (Савонлинне)! Да и лодка на снимке была точь-в-точь как на пристани Нейшлота на другом снимке Прокудина-Горского. Казалось бы вот - прямое указание на место съемки, но ведь местные краеведы не смогли опознать снимок. Какое-то время я думал, что этот загадочный этюд мог быть снят в дальних окрестностях Савонлинны или в Пункахарью (хотя и там местный музей не опознал снимка).
Когда в октябре 2010 г. мне удалось наконец опознать этюд в Бадхуспарке (см. мой предыдущий пост), то открылась удивительная истина: то, что местные краеведы не узнают характерный ландшафт в своём родном городке, НИЧЕГО не значит. С этого момента идентификация последнего снимка Саймы у Прокудина-Горского стала уже вопросом чести. Подаренный музейщиками Савонлинны ключик оказался "золотым". Если на лодке написано имя основателя замка, то, скорее всего, она приписана к замку. Это прогулочная лодка, уплыть на ней далеко от замка было нельзя, тем более, когда в неё загружена самая большая драгоценность Прокудина-Горского - только что полученная (привезенная) из Германии камера для трехцветной съемки. Ну, максимум, метров 500 от замка, не более. Смотрим в Google-eartth, на этом расстоянии от замка есть только две-три бухточки. И тут начинается самое интересное. В Интернете есть несколько десятков тысяч (!) снимков замка и практически нет снимков, сделанных в бухточках напротив него. А все воздушные снимки заканчиваются как раз там, где должен был снимать Прокудин-Горский. Кое-как нашел несколько фотографий в других ракурсах. Долго изучал и пришел к неутешительному выводу: ни одна из бух не подходит по рельефу местности. Всё, полный тупик. Если бы в голове не засела железно мысль "не более 500 метров от замка", то на этом бы процесс идентификации был бы заброшен. Но очень хотелось понять, как невозможное стало возможным? В конечном счете решить эту головоломку помог опыт идентификации прокудинских снимков деревни Коковкино на озере Стерж. Тогда был открыт "парадокс Коковкино": "два объекта, снятых в немного различном ракурсе, могут выглядеть абсолютно неузнаваемо".  Короче говоря, мы можем не узнать свой родной дом, если посмотрим на него в непривычном ракурсе (например, сверху).
Если вернуться к Нейшлоту-Савонлинне, то разгадка состояла в том, что на снимке мы видим не одну, а две бухты, наложение двух рельефов местности один на другой. На противоположной стороне виден (бывший) остров на фоне высокого хребта, который находится от него ещё через одну бухту. А снимал Прокудин-Горский с дикого берега, который раньше  тоже, кажется, был на острове. Сейчас этот берег по прежнему дикий, и хотя находится прямо напротив исторического центра города, но его, очевидно, никто не посещает и никто с него не снимает. Попросту говоря, сотрудники музея никогда не видели свой город с этой точки.



Я попросил сотрудников музея сделать фотосравнение с той же точки. Они любезно согласились, но пока собирались, в Савонлинну пришла зима. Так что придется, наверное, подождать до весны. Хотя это уже не имеет принципиального значения.


Сам Прокудин-Горский спустя два года после съемки уже не мог вспомнить, где он это снимал. Поэтому авторское название в списке 416 для данной фотографии оказалось, очевидно, "Пункахарью. Мотив с лодкой". Когда дело дошло до издания открытки с этим видом, то Сергей Михайлович поступил очень разумно: снимок "не-помню-чего" был назван просто "Финляндия (этюд)":































Tags: Идентификация, Финляндия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments