?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Основанный более 1000 лет назад город Торжок имеет статус Памятника градостроительства и входит в перечень исторических городов России.
В 1910 г. здесь побывал пионер русской цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский в ходе своей первой Волжской экспедиции. Он запечатлел Торжок во всей его красе, в момент наивысшего расцвета.
Прошло сто лет. Как выглядит теперь город? Трагический для России  20 век оказался для Торжка чуть более милосердным, чем для соседних Твери, Новгорода или Торопца не говоря уже о Ржеве или Великих Луках. В 1941 г. каким-то чудом город не захватили немцы, обойдя его с севера и с юга. Не были снесены до основания главные архитектурные ансамбли.
И всё же Торжок сильно изменился.

Борисоглебский мужской монастырь в 1910 году:

Оригинальное разрешение

Это, пожалуй, самый классический вид города. Если приехать весной или летом в хорошую солнечную погоду, то возникает ощущение красоты и благодати, и на первый взгляд может показаться, что здесь почти ничего не изменилось за 100 лет.

Борисоглебский монастырь с моста в 1910 и 2010 гг.:

Оригинальное разрешение

Борисоглебский монастырь со стороны вала:

Оригинальное разрешение

Борисоглебский монастырь со стороны вала:

Оригинальное разрешение

Ампирная колокольня Борисоглебского монастря:

Оригинальное разрешение

Вход в Борисоглебский мужской монастырь:

Оригинальное разрешение
Внутри монастыря при моём посещении в 2006 и 2010-м царила полная разруха, старинные стены уже местами обвалились. Догнивали остатки рестарационных лесов. Во второй раз застал там монахов, которые отгородили для себя часть территории и понемногу начинали восстановительные работы.  Наверное, подробные снимки монастыря в 2006 и 2010 гг. стоило бы дать отдельным сообщением, чтобы не перегружать этот пост.

Огромной удачей для Торжка является сохранение редкой жемчужины деревянного зодчества - Вознесенской церкви, которая в 1910 г. называлась Тихвинской (а также Старо-Вознесенской):

Оригинальное разрешение
Этот храм можно увидеть ещё на рисунке голландского путешественника Витсена 1661 г., хотя он тогда выглядел иначе. Теперь этот памятник принято датировать начало 18 века, когда он принял свои нынешние очертания. В советское время рестараторы удалили внешнюю деревянную обшивку и открыли бревенчатый сруб.
У Прокудина-Горского был внутренний снимок, но мне не удалось сделать сравнение, т.к. храм был закрыт. Попробую в следующий раз (ведь в Торжок нельзя не вернуться!).

Воскресенский женский монастырь с правого берега реки Тверцы:

Оригинальное разрешение
Это одно из наиболее известных мест в Торжке. В 2000-е на набережной построили несколько стилизованных под старину особняков с гостиницей и рестораном. Не знаю как сейчас, но ещё совсем недавно это было единственное "культурное" место для туристов в городе. Правда, готовили в ресторане ооочень долго.


Бывшая гостиница Пожарских:

Оригинальное разрешение
С этой гостиницей долгое время (ошибочно) связывалось посещение Торжка А. С, Пушкиным. Поэтому Прокудин-Горский и запечатлел её. Тогда это заведение было гордостью города - с "электрическим театром" (кино) и модными "бутиками".
Историческое здание отреставрировали в начале 2000-х, сразу после чего оно сгорело при загадочных обстоятельствах.  Руины простояли целое десятилетие, но к настоящему времени (2014) здание гостиницы отстроено заново, теперь оно целиком каменное.

Вид с крепостного вала на г. Торжок. Видны церкви Св. Георгия и Успения Пресвятой Богородицы:

Оригинальное разрешение
Это типичнейшая для Торжка картина изменений за  последние 100 лет. Половина храмов обезглавлены, историческая фоновая застройка деградировала и наполовину уже погибла, всё жутко заросло лесом деревьями, как и во всех исторических городах России, Начинать восстановление городов надо с решительной вырубки этих зарослей, хотя многие, наверняка, будут против.

Вторая иллюстрация на ту же тему - вид на город с севера:

http://img-fotki.yandex.ru/get/4204/oldcolor.35/0_2de05_c0ee3e21_orig
Строго говоря, вида больше нет, даже если историческая застройка уцелела.

Вид с западной стороны. Река Тверца:

Оригинальное разрешение

Церковь Михаила Архангела в Торжке:

Оригинальное разрешение
Этот один из бесчисленных "младших братьев" ХХС в Москве. Таких храмов в казенном русско-византийском стиле по России ставилось очень много, но и сносились они в 1930-е не менее активно. Этому храму посчастливилось уцелеть и сейчас он стоит в отличном состоянии, в отличие от всех своих новоторжских собратьев, представляющих гораздо большую  историческую ценность..

Крепостной вал в Торжке:

Оригинальное разрешение
Снимать пришлось против солнца. Пересниму в следующий раз, Бог даст.
Этот вал - теперь единственное воспоминание о новоторжской крепости.
Новый Торг был анклавом Новгородской республики на Тверской земле. В 1238 г. он в течение двух недель — с 21 февраля по 5 марта — сдерживал осаду монголо-татарских войск. До Новгорода они уже не дошли...

Казармы запасного кавалерийского полка:

Оригинальное разрешение
Это уже окраина города. В 1960-е эту местность таки застроили хрущевками и мне с трудом удалось найти ориентир для привязки современного снимка.

Торжок, берег р. Тверцы:

Оригинальное разрешение
У самого берега снимать было нельзя, так как там всё теперь застроено и заросло. Исчез главный ориентир - колокольня.

Находящийся на важнейшей туристической магистрали страны (Москва-Петербург), сохранивший исторический облик и главные архитектурные ансамбли, живописнейший по своему ландшафту Торжок мог быть стать настоящей туристической Меккой, вторым Суздалем, как минимум.
Однако вместо этого город продолжает разваливаться и прозябать, несмотря на какие-то усилия местных властей, принимаемые ими программы развития туризма. Вероятно, чтобы поднять Торжок нужна воля федерального центра, миллиардные инвестиции. С другой стороны, мышкинцы, например, своего процветания добились сами. Но это, скорее, счастливое исключение из общего безрадостного правила.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
vredensever
Mar. 11th, 2012 10:08 am (UTC)
Спасибо, как всегда, интересно. Абсолютно согласен насчёт зарослей. Вырубать надо. В Суздале показал старые фотографии местным "краеведам". Они глаза округлили... Удивительно, что они даже не знали о существовании цветных изображений столетней давности. Совпадение или нет, но уже пару лет как начали постепенно Суздаль очищать от "джунглей".
oldcolor
Mar. 11th, 2012 10:32 am (UTC)
У меня по Суздалю тоже есть фотосравнения с Прокудиным-Горским.
Думаю, что Суздалю никогда не давали зарости по настоящему, хотя я некоторые виды не смог повторить именно из-за зарослей. Так что не напрасно начали вырубать.
diegabel
Sep. 4th, 2019 12:47 pm (UTC)
недавно была в Торжке, интересно было сравнить. Сейчас там начали потихоньку реставрировать. А можно ссылку на сравнение Суздаля?
bioplant
Mar. 11th, 2012 05:17 pm (UTC)
А про понятие городской экологии вы слышали? Готовы умереть от рака на пару лет раньше, ради открыточного вида для заезжего туриста?
oldcolor
Mar. 11th, 2012 05:30 pm (UTC)
В малых городах экология кругом, свежий воздух поставляют окружающие леса.
(Anonymous)
Mar. 11th, 2012 07:14 pm (UTC)
прошу прощения, что пишу без авторизации, так как не имею своего дневника. очень рад каждой вашей публикации, можкт быть они не столь глубоки, без исторической справки, без научнрй составляющей суждкний... но, все же, еще раз спасибо. не могу с вами согласиться по поводу вырубкм дкревьев. отсутствие оных на фотоснимках начала 20 века говорит об отсутствии элементарных знаний об экологии. кроме того, деревья, как часть природы, имеет право на сосуществование с человеком. скорее, наоборот. а желание вырубить, чтобы открыть взору вид на избу ценно, но не на столько. не халтурьте, не обижайте природу. мир вам!

oldcolor
Mar. 11th, 2012 08:37 pm (UTC)
Спасибо! Я, конечно, за зеленые насаждения. Но если маленький город стоит посреди лесов, то его экология никак не зависит от насаждений непосредственно на улицах.
marusya60
Apr. 2nd, 2012 01:02 am (UTC)
Разрешите вмешаться. Эта тема очень близка по роду деятельности. Опять, как всегда, у нас любители решают за профессионалов. Открывать перспективы- это конечно интересно. Но куда девать уродов, которых на этих перспективах настроили? Коттеджи на набережной Тверцы "вылезают" из исторических пропорций, а реклама, ларьки,производственные здания, новые инж. конструкции?
В Торжке для начала необходимо заняться консервацией памятников(и зданий, и ландшафта) и дороги делать, только не тупо шлепая асфальт, а выходить на исторические отметки, иначе архитектура "утонет" окончательно. А транспорт транзитом катается через старый город и это тоже надо учитывать, не гужевой транспорт-то.....Жалко Торжок. Местных в Администрации похоже, нет.....или просто думающих..... Неужели все так плохо?
oldcolor
Apr. 2nd, 2012 07:01 am (UTC)
Да, Вы правильно обозначили все проблемы. Что-бы превратить город в туристический центр, надо решить одновременно огромный комплекс проблем, затратив миллиарды рублей инвестиций. По Суздалю было своё время (кажется, ещё в 1958 г.) специальное постановление правительства. Это был федеральный (РСФСР) проект.
marusya60
Apr. 2nd, 2012 01:09 am (UTC)
И P.S. Про леса. Не обольщайтесь особо. Приезжаю третий год летом.в Торжок и посещаю ближайшие окресности. Так вот: по деревенским грунтовкам рыщут лесовозы с деловым лесом, на обочинах устроекы перевалочные базы. Рубят, по-моему без всяких разрешений и в самых заповедных местах. А Вы наивно надеетесь на ЛЕСА. Скоро эти гады весь хороший лес вырубят, как вокруг Питера Сердюковские бандиты.
romus77
Apr. 11th, 2012 06:40 am (UTC)
Да, "тропические" заросли, конечно, искажают все виды. Но как здорово, что снимки сделаны с тех же точек, что и у Прокудина-Горского! Не возражаете, если 3-4 кадра (со ссылкой, конечно) использую у себя?
oldcolor
Apr. 11th, 2012 06:43 am (UTC)
Да, конечно, хоть все кадры.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner