oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Катав-Ивановск. Связующее звено для кадров Прокудина-Горского. 1910/2016

Кто ещё не добавил в друзья замечательный блог Антона Азовцева, который уже несколько лет идёт со своей фотокамерой по следам Прокудина-Горского?

Оригинал взят у to4et в Связующее звено за кадром Прокудина-Горского. 1910 год и 106 лет спустя.








Южный Урал, город Катав-Ивановск на реке Катав.
Между фотографиями С. М. Прокудина-Горского "Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина." и  "Общий вид Катав-Ивановского завода." промежуток оказался меньше, чем я думал. Связать эти два фото помог снимок напечатанный в книге "Россия. Полное географическое описание нашего отечества : Настольная и дорожная книга для русских людей : [В 19-ти т.]. - СПб., 1899-1914." оказывается были такие книги!!!
Страница книги -

Все три старые фотографии сделаны с разных точек, поэтому между собой не стыкуются, я совместил их жестоко исказив чёрно белый снимок.
Катав-Ивановский завод основан в 1755 закрыт в 1908 году в связи с кризисом, производство остановилось, но дрова , похоже, продолжали заготовлять надеясь на лучшее, на старом фото 1910 года виден склад под завязку забитый топливом. К 1914 году на базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех. На чёрно белом фото трубы вновь задымили и запас дров значительно убавился.
Внизу панорамы видна конечная станция железнодорожной ветки Вязовая - Катав-Ивановск построенной в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент.
Панорама завода без зума  -

На Гугл карте -
История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1774 год - Салават Юлаев более трёх дней пускал в заводчан стрелы и пули с Елеоновской горы, но так и не покорил завод. (Елеоновской горы в инете я не нашёл, предполагаю что так раньше называли высокий берег реки Катав, с которого сделан снимок, это единственная возвышенность с которой до завода могут долететь стрелы.)
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1862 год - Громадным наводнением разрушило заводскую плотину, несколько фабричных зданий и до 200 домов стоявших на низменностях, не обошлось без человеческих жертв.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1883 год - Громадным пожаром было истреблено до 700 домов.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1898 год - Снова пожаром уничтожено более 500 домов, пострадали и заводские постройки.
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1951 - Школу перевели в старое здание (около красной больницы, бывший монастырский дом), там был один пятый класс.
1952 - Школа стала семилетней №4. Директором была Землянская Елена Тимофеевна.
1954 - Школу перевели в новое здание Приборостроительного завода.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.
Церковь -



Tags: Катав-Ивановск, Панорамы, Урал, Уфимский уезд, Фотосравнения, Челябинская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments