oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

За кадром Прокудина-Горского: загадка ханаки Деван-Беги в Бухаре

Как мы писали ещё в самом начале нашего проекта За кадром Прокудина-Горского , подобные коллажи, помимо всего прочего, являются лучшим средством подтверждения правильной идентификации снимков. Фотосравнение с современным видом может оказаться ошибочным, а вот точно вставить на место часть мозаики и при этом ошибиться — практически невозможно. Вчера мне выпал шанс в очередной раз в этом убедиться.
Увидел у Хумуса в посте Бухара. 1905. Город и люди на снимках Леона Бло ранее неизвестные снимки и решил их соотнести с одним известных кадров Прокудина-Горского, а именно с этюдом "Деталь с левой стороны Медрессе Дуан-Бегги", который бел идентифицирован только в декабре прошлого года.

Ракурс совпадал далеко не точно, но получалось вполне наглядно:
Бухара. Диван-Беги. 1905 Леон Бло

Ещё на момент идентификации было замечено, что характер повреждений кладки на снимке Прокудина-Горского отличается, от того, что мы видим на других дореволюционных фотографий, и здесь точно также:
1905 Леон Бло01

Тогда это несовпадение было списано на то, что за несколько лет что-то "успели починить, а что-то в другим месте успело отвалиться".  Посмотреть другую сторону здания (южную) не было возможности, потому что по какой-то причине до 1920 г. все снимали только северную сторону, а после 1920 - только южную!
Но вот вчера в сете Леона Бло впервые были обнаружены снимки южной стороны, причём сделанные одновременно с северной. Я посмотрел и ахнул: ведь именно её запечатлел Прокудин-Горский!

Всё идеально совпало:
Бухара. Диван-Беги. 1905 Леон Бло3

Причём название "Деталь с левой стороны Медрессе Дуан-Бегги" можно признать верным, если стоять лицом к фасаду здания. Незнаю, есть ли общепризнанное правило определения правой-левой стороны у зданий?

Снова сделал коллаж:
Бухара. Диван-Беги. 1905 Леон Бло2

И здесь ракурс, увы, совпал не идеально.
В чём же осталась загадка?
А в том, что на всех снимках после 1920 года, начиная с самых ранних, мы видим на этом месте фактически другое здание, лишь отдалённо напоминающее прежний памятник.

Вот сравнение, например, с концом 1920-х:
1905-1920е

А вот с 1950 годом:
1905-1950

Остаётся только предположить, что при штурме 1920 года ханака была очень сильно разрушена и где-то к середине 1920-х отстроена заново, без точного следования оригиналу.

Поэтому современное сравнение будет выглядеть так (фото 2010 г. из Интернета):
Деталь с левой стороны Медрессе Дуан-Бегги .1911 и 2010 год

А это недавний снимок уважаемого Рахмата Шарифова, с другой (северной) стороны:
Деталь с левой стороны Медрессе Дуан-Бегги 1911 и 2017 год.№21883

Вот такой "детектив" с фотосравнениями получился.

Tags: Бухара, За кадром Прокудина-Горского, Идентификация, Туркестанский альбом, Фотосравнения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments