oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Новый сезон фотосравнений с Прокудиным-Горским!

Это уже традиционный ежегодный пост с призывом ко всем читателям воспользоваться наступлением тёплого сезона и во время своих путешествий  при случае делать фотосравнения со снимками Прокудина-Горского.
Места его съёмок в целом хорошо известны и теперь даже не надо возить с собой распечатки — всё можно посмотреть на планшете.
Любые ваши сравнения будут с благодарностью приняты нашим проектом и опубликованы со ссылкой на вас. В том числе включены в общую базу фотосравнений. Это будет вашим вкладом в изучение и сохранение наследия С.М.Прокудина-Горского. Сравнение с современностью наполняет старые кадры новым смысловым содержанием, меняет восприятие и помогает лучше осознать из историческую ценность. Любые виды всегда интереснее смотреть в формате "было-стало".


Делать фотосравнения интересно, но часто это оказывается очень непросто (и тем выше их ценность).
Ниже мы расскажем о типичных проблемах и возможных путях их преодоления,  а также дадим некоторые другие рекомендации для тех, кто ещё не имеет собственного опыта в этом деле.


Итак, на пути к удачным фотосравнениям вас может ждать немало трудностей и неприятных сюрпризов.
Даже если удалось добраться до места съемок в нужное время года и повезло с погодой (а она должна быть такая же хорошая или плохая как при съемках самого Прокудина-Горского), это не гарантирует выполнения задачи. Сразу выясняется что в большинстве случаев повторить ракурс невозможно.
Причина №1 всё заросло и ничего не видно за деревьями. Остается сделать снимок "в кусты" и потом с ближайшего возможного ракурса, откуда хоть что-то можно разглядеть.
Также сплошь и рядом старый вид перекрывают новые дома. Выход - тот же.
Потом в фотошопе можно будет "прорубить окошко" в зелёной стене и подставить туда задний план с узнаваемыми объектами.
В случае с зеленью есть ещё один путь: используйте для съёмок ранний весенний сезон!
Причина №2 точка съемки отсутствует как таковая. Прокудин-Горский любил снимать с колоколен, которые любили сносить в 30-е гг.  :(
Как правило, ничего не поделаешь, но в последние пару лет эта проблема успешно решается теми, кто освоил съёмку с квадрокоптера!
Иногда отсутствуют также пристани и мосты, с которых снимал мастер. Надо искать лодку!
Причина №3 точка съемки находится на закрытой территории (завод или частный огород). Особо упорным людям удается попасть и туда ради заветного кадра.
В монастырях на пути к точке съемки теперь любят ставить таблички "посторонним проход запрещен". Но, как говорится, если очень надо то можно (пока никто не видит :) )
Причина №4 административный запрет на съемку в церквах и музеях особенно. Царской грамоты у нас нет. Кстати, Прокудину-Горскому она сама по себе не давала никаких прав на съемку конкретных объектов он вынужден был получать разрешение у местных "начальников". Так что всё зависит от способностей к переговорам. Сейчас уже многие слышали о чудесных снимках Прокудина-Горского и, возможно, его имя откроет для вас двери, которые закрыты для обычных посетителей.

Весьма часто трудности с точкой съемки бывают преодолимыми, но для этого нужно залезть в жуткие заросли крапивы, в кучу строительного мусора, забраться на какой-нибудь карниз. Тут всё зависит от сноровки и решимости.
Вечная беда при съемки памятников архитектуры - посторонние люди в кадре. Приходится просить их отойти на секундочку. Сложнее с машинами, которые теперь ставят на каждом шагу. Однажды в Кирилло-Белозерском монастыре мне не повезло - как раз на месте точки съемки поставили Камаз!

В результате всего вышеописанного точный ракурс выдержать удается весьма редко.
Прокудин ещё снимал с очень высокого штатива, поэтому иногда фотоаппарат лучше поднять повыше.  С другой стороны, нередко культурный слой за 100 с лишнем лет успел вырасти на метр-другой, поэтому для точного попадания в ракурс по вертикали надо присесть на корточки, а то и вовсе поставить камеру на уровень почвы!
Однако чаще всего ошибка с вертикальным ракурсом случается из-за того, что современный фотограф снимает объект (например, храм) с недостаточно отдалённого расстояния. Прокудин-Горский всегда старался снимать с более длинной дистанции, используя приближение (зум). Делайте так же.
Но если вы не являетесь педантом и перфекционистом, то лучше вообще не переживать и не заморачиваться по этому поводу.  Даже примерного ракурса вполне достаточно для общего восприятия.
Реально точный ракурс необходим лишь в том случае, когда вы собираетесь делать анимацию из фотосравнения. Хотя, конечно, к нему надо стремиться по возможности.

Вообще, если подходить к делу серьезно, то каждой такой поездке должна предшествовать серьезная исследовательская подготовительная работа. Одной только пачки с распечатками прокудинских кадров или загрузки его снимков в планшет мало. Надо заранее выяснить точки съемки и изучить подходы к ним, записать все адреса, узнать режим работы музеев, время открытия храмов и монастырей. В идеале можно установить по электронке или по телефону контакт с местными краеведами (музейными работниками) и договориться с ними о сотрудничестве при съемке.
Помните, что на месте у вас, скорее всего, просто не будет времени для поиска правильных точек и ракурсов.

Надо заранее отдавать себе отчет, что всего запланированного снять не удастся, по крайней мере, в желаемом виде. Где-то не повезет с погодой, что-то будет закрыто не ремонт или в ненужном месте встанет камаз. Поэтому всегда останется работа и для других любителей фотосравнений, и для  вашей второй, третьей попытки (например, я искал правильную точку одного из прокудинских видов Севастополя на протяжении целых трёх лет!).
Вообще, фотосравнения одних и тех же мест надо делать регулярно. Всё быстро или медленно меняется. Вчера ещё не было Успенского собора в Витебске и Ярославле, а сегодня они уже сияют свежей краской. Получатся совсем другие фотосравнения!
По этой же причине следует спешить запечатлеть для фотосравнения тот вид, который завтра уже исчезнет.

Важно помнить, что скоро ваши собственные снимки "в том же ракурсе" станут исторической ценностью! Если особенно повезет, они будут показаны на какой-нибудь очередной выставке или напечатаны в альбоме.

Мы будем очень рады увидеть ваши фотосравнения!


Tags: Обобщения, Оргвопросы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments