oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Лагерь военнопленных севернее разъезда Быстряги

Как было установлено осенью 2009 г., большинство подписей снимков Мурманской железной дороги 1916 г. у Прокудина-Горского не просто перепутаны, а умышленно мистифицированы в целях защиты военной тайны, а именно - сокрытия мест расположения австро-германских военнопленных. Зачем надо было скрывать эти места вполне понятно - в 1916 г. германское правительство учредило в Стокгольме специальное бюро для организации побегов своих подданных с Мурманстройки, помощь побегам предполагалось оказывать "компасом и деньгами", используя в качестве проводников прогерманских финнов. Не понятно пока, зачем потребовались мистификации именно снимков Прокудина-Горского. Возможное объяснение состоит в том, что эти снимки изначально делались для демонстрации представителям шведского Красного Креста, которые прибыли в Кемь как раз летом 1916 г. для международной инспекции соблюдения Россией конвенционных норм о военнопленных (эта миссия была направлена по жалобе немцев на ужасное положение своих военнопленных на Мурманстройке). Эту захватывающую интригу ещё предстоит исследовать, но пока для нас важен только факт мистификации, тщательного запутывания названий снимков. Чтобы понять, какие места действительно запечатлены на снимках вдоль Мурманской ж.д. теперь проходится проделывать большую исследовательскую работу, которая пока ещё далека от завершения. Дело в том, что снимков первоначальных (деревянных) сооружений Мурманской ж.д. крайне мало, большая часто инфраструктуры была уничтожена в 1918-1922 гг. и потом неоднократно отстраивалась заново, уже в железе и камне. Поэтому идентификация превращается увлекательный детектив, где ключ к разгадке может любая деталь, незаметная на первый взгляд.

Данный пост посвящен снимку, который в альбоме назван "Ст. Сегеж. Общий вид".



Забавно, что современные краеведы г. Сегежа, ничего не слышавшие пока о мистификации, поверили этой подписи и с увлечением обсуждали, с какой стороны была снята станция. Между тем, достаточно было сообразить, что если на снимки запечатлен ОБЩИЙ ВИД станции, то ж.д. не могла быть одноколейной, это даже не разъезд, где должно быть как минимум, два пути.

Осенью 2009 г. на форуме проекта "Наследие С.М.Прокудина-Горского"  в ходе обсуждения участники остановились на версии, что исходя из логики альбома, нумерации негативов и ряда косвенных признаков, на снимке запечатлен участок пути севернее станции Масельгская.
Однако в 2010 г. этот снимок стал снова предметом длительных обсуждений. Особо заинтриговал столб с номером "856" (справа на снимке). Если это верстовой столб, то при любом подсчете это место должно было находится на несколько сот верст севернее Масельгской или Сегежа, там где Прокудин-Горский явно не бывал и где летом 1916 г. вообще ещё не была построена железная дорога. Было опровергнуто, что столб мог означать номер пикета или участка. В итоге осталась одна версия - номер на столбе является частью мистификации, т.е. мероприятий по обеспечению секретности места съемки.
В то же время было установлено, что строение на правом краю снимка запечатлено Прокудиным-Горским крупным планом на другой фотографии и является, очевидно, бараком военнопленных (они видны на крыльце):



Однако определить более точно место съемки на форуме проекта "Наследие С.М,Прокудина-Горского" пока так и не удалось.
Между тем, этот случай, кажется, является не таким уж безнадежным.  За основу идентификации можно взять характерный зигзагообразный изгиб железнодорожного пути (зеркальная "S"). Учитывая, что норме на негативе соответствует участку пути между Медвежьей горой и Сегежей, район поиска такого изгиба достаточно ограничен. Мне удалось найти только один такой изгиб, вполне отвечающий условиям задачи:





Это изгиб между озерами Черное и Барбозеро примерно в трех км. севернее разъезда Быстряги (который, в свою очередь, несколько севернее Масельгской). Кстати, у Прокудина-Горского в том же районе есть два снимка с вымышленной  "станцией Черная"!
Рельеф местности на карте вполне объясняет, почему путь сделал такой крутой изгиб и почему этот изгиб не был спрямлен в последующие десятилетия. Вот он на спутниковом снимке:






Точно как на снимке Прокудина-Горского между озерами есть протока, через которую перекинут ж.д. мост.
На заднем плане снимка дорога карабкается вверх на горку, на карте точно в этом месте показано повышение рельефа (что также доказывает северное направление снимка!).
Думаю, что мостик за ложным верстовым знаком ведет на пристань, с которой лагерь сообщался с разъездом Быстряги по озеру.









Tags: Идентификация, Карелия, Мурманский альбом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments