oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

С.М.Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя

Второе фотосравнение Антона Азовцва (to4et) по Катав-Ивановску.

С.М.Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя:



СТАТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ И КОММЕНТАРИЙ:


Выемка у Катав-Ивановского завода.

Высокое разрешение

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА ФОТОСРАВНЕНИЯ:
Снимок сделан с края моста над железной дорогой ( сейчас ул. Красносельская), который виден на другом снимке, репродукция №20616 - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/189040/view/1342526
Старый мост был деревянным, его заменили на железный с деревянным настилом, сохранив каменные опоры, но сейчас им уже не пользуются, потому что рядом построили новый железобетонный. Из-за нового моста, повторить снимок так что бы каменная стенка перекрывала рельсы стало невозможно,если снимать с нового моста, изгиб дороги получается внизу под ногами и не попадает в кадр.
На старом фото, видно много проводов, одна из линий уходящих налево - первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав, ещё до постройки железной дороги.
Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким – то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский – Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода.
За сто лет, выемку в скале, с таким трудом выдолбленную вручную, на пару метров засыпали щебнем, современная дорога стала гораздо выше. Земляные склоны осыпались, став более пологими. Каменную стену засыпало с головой и сверху её почти не видно.
Здание с права очень длинное, на старом фото видно примерно треть дома. Раньше его немного закрывал забор, а сейчас оно полностью скрылось за тополями. Раньше в нём возможно был монастырь, в 1951 в одном из зданий была школа, улица до сих пор называется Школьной, потом в нём разместился хирургический стационар, затем туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары. В больнице несколько зданий, крыша одного из них, находящегося справа за кадром, видна на репроцукции №20616. Часть здания видимое на этом фото - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342865
На дороге слева появился асфальт и АЗС, эта дорога видна сквозь выемку, она идёт вдоль железной, в город Юрюзань. Над выемкой появился новый мост, которому на вид можно дать более ста лет.
Фото без зума - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342897
Фото с нового моста - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342896
На Гугле - https://www.google.ru/maps/@54.7658464,58.2281554,3a,30y,10.38h,89.28t/data=!3m7!1e1!3m5!1sAS98WlYLYgIwqPnR1R9GaA!2e0!6s%2F%2Fgeo3.ggpht.com%2Fcbk%3Fpanoid%3DAS98WlYLYgIwqPnR1R9GaA%26output%3Dthumbnail%26cb_client%3Dmaps_sv.tactile.gps%26thumb%3D2%26w%3D203%26h%3D100%26yaw%3D288.02756%26pitch%3D0%26thumbfov%3D100!7i13312!8i6656
Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 - https://youtu.be/PLKt_VoJ6l4
Сказ о железном деле ч 2 - https://youtu.be/_oGDdIxLtLU
Сказ о железном деле ч 3 - https://youtu.be/mM--nIlD3_A

История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем — к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть–Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом
кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области — Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17—18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.



Tags: Железные дороги, Катав-Ивановск, Скалы, Урал, Фотосравнения, Челябинская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments