oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

С.О.Максимович, соратник Прокудина-Горского (статья К.С. Ляликова)

Сделал специальную тематическую метку для Сергея Олимпиевича Максимовича (1876-1942), который входил в число главных соратников С.М. Прокудина-Горского.
К сожалению, биография Максимовича изучена весьма слабо и даже нет его фотографий, за исключением одной, сделанной уже в преклонном возрасте.
Хотя в советское время именно его ставили на первое место как первопроходца цветной фотографии в России, не известно ни одного сделанного им снимка. Неизвестно, куда делся его научный и личный архив. Неизвестно, оставил ли он после себя потомков.
Настоящую биографию С.О.Максимовича ещё предстоит написать.

А пока предлагаю читателям ознакомится со статьёй К.С. Ляликова "С. О. МАКСИМОВИЧ — ПИОНЕР ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИИ" в книге "Успехи научной фотографии", т. 2, М., 1954. С.239-245.

"Сергей Олимпиевич Максимович является одним из пионеров в области цветной кинематографии и фотографии в России. Заинтересовавшись цветной фотографией еще в студенческие годы, он в течение всей своей жизни неоднократно возвращался к вопросам, связанным с разработкой способов цветной фотографии и ее применения. Наряду с цветной фотографией С. О. Максимович интересовался самыми разнообразными вопросами теории и практики фотографии. Будучи по образованию электрохимиком, он превосходно знал оптику и другие разделы физики, соприкасающиеся с теорией фотографических процессов, что позволяло ему глубоко разбираться в различных вопросах фотографии. В России в то время было немало выдающихся деятелей в области фотографии, но тем не менее мы, вероятно, не ошибемся, если назовем СО. Максимовича первым русским представителем зарождавшейся в то время фотографической науки.
С. О. Максимович родился в 1876 г. в Петербурге. Среднее образование он получил в гимназии и Александровском лицее. Окончив лицей в 1898 г., он поступил на электрохимический факультет политехникума в Дармштадте, который и окончил в 1901 г.
Во время пребывания в политехникуме Максимович работал в лабораториях химии, электрохимии, физики и электротехники. Тогда уже определился его интерес к фотографии — он изучил способы цветной фотографии, в частности способы Гофмана и Гезекиеля, требующие незаурядного искусства и основательных знаний фотографии.
Сдав в 1901 г. выпускные экзамены по электрохимии, электротехнике и химической технологии, Максимович закончил политехникум и возвратился в Петербург. Ему было предложено место лаборанта в незадолго до этого организованном Политехническом институте в Лесном, но он предпочел поступить в Экспедицию заготовления государственных бумаг, с которой (позже — с фабрикой Гознак) он был связан, с перерывами, почти всю жизнь.
В Экспедиции Максимович работал сначала помощником мастера, затем мастером. В дальнейшем он работал помощником А. А. Поповицкого, заведующего фотомеханическими мастерскими Экспедиции заготовления государственных бумаг, заведовал отделом Испытательной станции по испытанию бумаг и, наконец, гальванопластической мастерской.
В 1916 г. Максимович оставил работу в Экспедиции, возобновив затем в 1921 г. работу в Гознаке.
По возвращении в Петербург после окончания Дармштадтского политехникума Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Петербурге. В фотографическом кружке Петербургского университета и в Петербургском обществе фотографов тотчас по возвращении в Петербург Максимович демонстрировал свои трехцветные диапозитивы, бывшие в то время еще новинкой. Он делал доклады, печатал статьи в фотографических журналах, а с 1907 г. вел в журнале «Фотограф-любитель» обзоры иностранной литературы.
В 1908 г., реферируя статью о двухцветном процессе Смиса и Урбана, Максимович писал: «Изобретение Смиса и Урбана можно отметить как первый шаг, вопрос только, будет ли сделан второй в этом или другом направлении». Очевидно, что обсуждение недостатков процесса Смиса — Урбана, а может быть, и просмотр цветных фильмов, сделанных по этому способу (они позже демонстрировались в Петербурге), показали Максимовичу, что именно является главнейшими принципиальными недостатками процесса Смиса — Урбана и ему подобных. У Максимовича поэтому и явилось предположение о том, что «второй шаг» должен быть сделан в другом направлении.
Хотя появление процесса Смиса — Урбана было встречено в иностранной литературе шумными похвалами, стало ясно, что два дефекта этого процесса являются органическими. Это, во-первых, его двухцветность, не позволяющая передавать более двух цветовых тонов (в разной насыщенности) из всего многообразия цветовых тонов, во-вторых, последовательность фотографирования цветоделенных кинонегативов (через красно-оранжевый и сине-зеленый светофильтры). Благодаря неоднородности съемки цветоделенных негативов при проекции из-за временного параллакса неизбежно возникают каймы, мало заметные на общих планах с медленно движущимися объектами и катастрофически портящие изображение в том случае, когда снимается объект, быстро движущийся на переднем плане.
И вот Максимович приступил к разработке трехцветных аддитивных способов кинематографии, не имеющих указанных недостатков. Первоначально для съемки применялась оптическая система, состоявшая из двух одинаковых объективов, расположенных за светорасщепляющей призмой. Применявшаяся для этой цели призма хотя и уничтожала временной параллакс, но обладала продольным пространственным параллаксом,- впрочем значительно менее вредным, чем параллакс временной.
В дальнейших работах Максимович создал ряд оптических систем, дающих два совершенно одинаковых изображения, снятых одновременно и с одной точки. Так как создание удобной и достаточно светосильной оптической системы, дающей три одинаковых изображения, практически едва ли возможно, то для получения трехцветного изображения одно из изображений снималось поочередно через два светофильтра.
Появляющаяся из-за этого кайма значительно менее заметна, чем при ранее применявшихся способах последовательной съемки через три светофильтра.
Так была создана система цветной кинематографии значительно более совершенная, чем эксплуатировавшиеся в Англии система «Кинемаколор», система Смиса — Урбана и другие английские и американские системы. Патент на свой способ цветной кинематографии Максимович взял совместно с известным в Петербурге фотографом Прокудиным-Горским. Для использования их патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910—1914 гг. выпустило несколько цветных фильмов."


Tags: Максимович, Окружение Прокудина-Горского
Subscribe

  • Новый сюрприз от Прокудина-Горского!

    Как уже бывало не раз, Прокудин-Горский преподнёс нам новый сюрприз! В 2013 г. нами была обнаружена одна из частей мемуаров мастера - очерк "Моя…

  • Прокудин-Горский и карантин

    Большинство современников впервые столкнулись с масштабными карантинными мерами, а для дореволюционной России это было более частым явлением, как и…

  • Реклама пластинок Прокудина-Горского, 1917 г.

    К сожалению, нам пока так и не удалось выяснить точную дату выступления Прокудина-Горского с речью на торжественном юбилее, посвященном десятилетию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments