К сожалению, биография Максимовича изучена весьма слабо и даже нет его фотографий, за исключением одной, сделанной уже в преклонном возрасте.
Хотя в советское время именно его ставили на первое место как первопроходца цветной фотографии в России, не известно ни одного сделанного им снимка. Неизвестно, куда делся его научный и личный архив. Неизвестно, оставил ли он после себя потомков.
Настоящую биографию С.О.Максимовича ещё предстоит написать.
А пока предлагаю читателям ознакомится со статьёй К.С. Ляликова "С. О. МАКСИМОВИЧ — ПИОНЕР ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИИ" в книге "Успехи научной фотографии", т. 2, М., 1954. С.239-245.
"Сергей Олимпиевич Максимович является одним из пионеров в области цветной кинематографии и фотографии в России. Заинтересовавшись цветной фотографией еще в студенческие годы, он в течение всей своей жизни неоднократно возвращался к вопросам, связанным с разработкой способов цветной фотографии и ее применения. Наряду с цветной фотографией С. О. Максимович интересовался самыми разнообразными вопросами теории и практики фотографии. Будучи по образованию электрохимиком, он превосходно знал оптику и другие разделы физики, соприкасающиеся с теорией фотографических процессов, что позволяло ему глубоко разбираться в различных вопросах фотографии. В России в то время было немало выдающихся деятелей в области фотографии, но тем не менее мы, вероятно, не ошибемся, если назовем СО. Максимовича первым русским представителем зарождавшейся в то время фотографической науки.
С. О. Максимович родился в 1876 г. в Петербурге. Среднее образование он получил в гимназии и Александровском лицее. Окончив лицей в 1898 г., он поступил на электрохимический факультет политехникума в Дармштадте, который и окончил в 1901 г.
Во время пребывания в политехникуме Максимович работал в лабораториях химии, электрохимии, физики и электротехники. Тогда уже определился его интерес к фотографии — он изучил способы цветной фотографии, в частности способы Гофмана и Гезекиеля, требующие незаурядного искусства и основательных знаний фотографии.
Сдав в 1901 г. выпускные экзамены по электрохимии, электротехнике и химической технологии, Максимович закончил политехникум и возвратился в Петербург. Ему было предложено место лаборанта в незадолго до этого организованном Политехническом институте в Лесном, но он предпочел поступить в Экспедицию заготовления государственных бумаг, с которой (позже — с фабрикой Гознак) он был связан, с перерывами, почти всю жизнь.
В Экспедиции Максимович работал сначала помощником мастера, затем мастером. В дальнейшем он работал помощником А. А. Поповицкого, заведующего фотомеханическими мастерскими Экспедиции заготовления государственных бумаг, заведовал отделом Испытательной станции по испытанию бумаг и, наконец, гальванопластической мастерской.
В 1916 г. Максимович оставил работу в Экспедиции, возобновив затем в 1921 г. работу в Гознаке.
По возвращении в Петербург после окончания Дармштадтского политехникума Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Петербурге. В фотографическом кружке Петербургского университета и в Петербургском обществе фотографов тотчас по возвращении в Петербург Максимович демонстрировал свои трехцветные диапозитивы, бывшие в то время еще новинкой. Он делал доклады, печатал статьи в фотографических журналах, а с 1907 г. вел в журнале «Фотограф-любитель» обзоры иностранной литературы.
В 1908 г., реферируя статью о двухцветном процессе Смиса и Урбана, Максимович писал: «Изобретение Смиса и Урбана можно отметить как первый шаг, вопрос только, будет ли сделан второй в этом или другом направлении». Очевидно, что обсуждение недостатков процесса Смиса — Урбана, а может быть, и просмотр цветных фильмов, сделанных по этому способу (они позже демонстрировались в Петербурге), показали Максимовичу, что именно является главнейшими принципиальными недостатками процесса Смиса — Урбана и ему подобных. У Максимовича поэтому и явилось предположение о том, что «второй шаг» должен быть сделан в другом направлении.
Хотя появление процесса Смиса — Урбана было встречено в иностранной литературе шумными похвалами, стало ясно, что два дефекта этого процесса являются органическими. Это, во-первых, его двухцветность, не позволяющая передавать более двух цветовых тонов (в разной насыщенности) из всего многообразия цветовых тонов, во-вторых, последовательность фотографирования цветоделенных кинонегативов (через красно-оранжевый и сине-зеленый светофильтры). Благодаря неоднородности съемки цветоделенных негативов при проекции из-за временного параллакса неизбежно возникают каймы, мало заметные на общих планах с медленно движущимися объектами и катастрофически портящие изображение в том случае, когда снимается объект, быстро движущийся на переднем плане.
И вот Максимович приступил к разработке трехцветных аддитивных способов кинематографии, не имеющих указанных недостатков. Первоначально для съемки применялась оптическая система, состоявшая из двух одинаковых объективов, расположенных за светорасщепляющей призмой. Применявшаяся для этой цели призма хотя и уничтожала временной параллакс, но обладала продольным пространственным параллаксом,- впрочем значительно менее вредным, чем параллакс временной.
В дальнейших работах Максимович создал ряд оптических систем, дающих два совершенно одинаковых изображения, снятых одновременно и с одной точки. Так как создание удобной и достаточно светосильной оптической системы, дающей три одинаковых изображения, практически едва ли возможно, то для получения трехцветного изображения одно из изображений снималось поочередно через два светофильтра.
Появляющаяся из-за этого кайма значительно менее заметна, чем при ранее применявшихся способах последовательной съемки через три светофильтра.
Так была создана система цветной кинематографии значительно более совершенная, чем эксплуатировавшиеся в Англии система «Кинемаколор», система Смиса — Урбана и другие английские и американские системы. Патент на свой способ цветной кинематографии Максимович взял совместно с известным в Петербурге фотографом Прокудиным-Горским. Для использования их патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910—1914 гг. выпустило несколько цветных фильмов."