oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Коридоры времени. Как менялся вид медресе Чор-Минор в Бухаре на протяжении 107 лет

Сегодня в рамках проекта Коридоры времени мы совершим путешествие во времени длинною почти в 170 лет, чтобы проследить судьбу медресе Чор-Минор, которое является, наряду с крепостью Арк, минаретом Калян и ханакой Надира Диван-беги, одним из четырёх наиболее узнаваемых архитектурных памятников Бухары.

Это один из самых оригинальных архитектурных памятников Бухары и всей Средней Азии. Главное здание с 4 башнями — это  ворота (дарвозахона) медресе Халифа Ниязкула. Традиционной датировкой строительства является 1807 год.
К боковым стенам центрального здания пристроены жилые комнаты худжры. Таким образом, для функционирования медресе не достает только классной комнаты и некоторых хозяйственных помещений, типа столовой (ошханы).
Каждая из четырёх башен (минаретов) имеет разную форму. По четырём углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс и получил название Чор-Минор (Четыре минарета). На втором этаже и в башнях располагались подсобные помещения и, как считается, некогда была обширная библиотека. Каждая из четырёх башен (минаретов) имеет разную форму.

Разумеется, Прокудин-Горский не мог пройти мимо такой диковины и посвятил Чор-Минор сразу два снимка, сделанные в одном ракурсе, но с разного расстояния.

Ближний вариант. Фотографии Прокудина-Горского весны 1911 года и Рахмата Шарифова  января 2018 года:



Высокое разрешение

С более дальней дистанции:

Высокоер разрешение

Помимо прочего, оба прокудинских снимка интересны тем, что они дают наглядное представление о том, как выглядели типичные улицы Старой Бухары после дождя:


Мостовых тогда в городе ещё не было, мощёной была только дорога на Новую Бухару (Каган).

Как и другие архитектурные памятники Бухары, Чор-Минор в прежние времена был со всех сторон окружён плотной застройкой, поэтому найти ракурс с хорошим обзором здания было весьма проблематично. Прокудин-Горский выбрал довольно редкую точку съёмки. Поэтому из имеющегося у нас огромного фотоматериала мы будем использовать в основном лишь то, что более-менее совпадает по ракурсу с прокудинскими работами.

На протяжении нескольких последующих десятилетий фотографам ради лучшего обзора комплекса Чор-Минор приходилось забираться на крыши соседних домов.

1920-е годы:


Около 1928 года (почтвая открытка ГИЗа 1929 г. издания):

Высокое разрешение

Немецкий историк искусства Эрнст Кон-Винер на крышу не полез, а снял Чор-Минор в прокудинском ракурсе с земли, 1924-25 гг.:



В 1929 году в Бухаре начались массовые сносы в рамках курса на "социалистическую реконструкцию" города.

На этом снимке 1930-х или 1940-х гг. после сноса части жилой застройки перед фотографом открылась панорама построек комплекса Чор-Минор:


Высокое разрешение

Здание с террасой справа — это мечеть (обозначена №2 на плане).
Однако затем снесли и сами пристройки к Чор-Минор, раскрыв перед зрителем стройный силуэт этого памятника.

После этого с прокудинской точки почти перестали снимать — появились другие, более выигрышные ракурсы.

Если не считать кадров из фильма "Падение эмирата" 1955 года, где четыре башни стали "декорацией" для сцены уличных боёв 1920 года, первые после Прокудина-Горского цветные изображения Чор-Минор появляются в 1958 году.

Наиболее качественный снимок принадлежит, очевидно, советскому фотографу Я.Босину (архив РИА Новости):


К сожалению, здесь ракурс противоположный прокудинскому.

На снимке Сергея Васильца 1986 года Чор-Минор виден с той же стороны, что и у Прокудина-Горского, хотя ракурс совпадает не полностью:


От всего комплекса построек с запада от медресе осталась только одна "секция" худжр. Гнёзда аистов исчезли, лишь от одного из них ещё сохранялся небольшой "нарост" на куполе.

В 1987 году почти попал в прокудинский ракурс фотограф Roya Marefat:

Высокое разрешение

В 1998 году в результате землетрясения (?) обрушилась одна из башен (на прокудинских снимка она справа):


Однако вскоре она была воссоздана под эгидой Юнеско.

В 2017 года медресе снова ремонтировали (снимок Рахмата Шарифова):


На этом кадре особенно хорошо видно, что в Бухаре, как и в других исторических городах, при реставрации памятников вокруг них убирают накопившийся за столетия культурный слой, и они оказываются как будто в "яме".


Tags: Бухара, Коридоры времени, Фотосравнения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments