oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Коридоры времени: как менялся вид одного из символов Бухары за 140 лет

Сегодня в рамках проекта Коридоры времени мы совершим путешествие во времени длинною почти в 140 лет, чтобы проследить судьбу ханаки Надира Диван-беги, которая является, наряду с минаретом Калян, Арком и мечетью Чор-Минар, одним из четырёх наиболее узнаваемых архитектурных памятников Бухары.
Само по себе здание этой ханаки не особенно примечательно, но оно очень удачно расположено — на берегу довольно крупного пруда Ляби-хауз, в уютном уголке в самом центре Старого города, который издавна пользуется особой любовью бухарцев и гостей Бухары. Это фотогеничное место не обошёл своим вниманием почти никто из фотографов. Оно есть уже на самых ранних снимках, но начём мы со свежего фотосравнения.

Снимок Прокудина-Горского марта 1911 года и фото Рахмата Шарифова января 2018 года:
Ляби Хауз 1911-2018.jpg
Высокое разрешение

Конечно, самое заметное изменение за прошедшие 106 лет — это воссозданная реставраторами мозаика на главном портале. Исчезли лавки на берегу пруда, сменились деревья, пропало гнездо аиста и башенка на правой гульдасте.
Давайте посмотрим, что там происходило за всю фотоисторию города.

Первый известный снимок этой ханаки сделал в 1880 году венгерский этнограф и лингвист Károly Újfalvy von Mezőkövesd (1842-1904). Увы, его фотоархив пока не опубликован, а может и не сохранился вовсе, остались только репродукции из разных европейских и российских изданий:



Здесь перед нами почти прокудинский вид, только у венгра снимок оживляет большое количество людей, собравшихся для намаза, а у Прокудина-Горского в кадре – ни души. Даже с учётом времени съёмки (около 7 утра), трудно себе представить совершенно безлюдным столь оживлённое место.

Венгерский ученый и путешественник Арминий Вамбери, посетивший Бухару в 1863 году, описывал Ляби хауз как "самое прелестное место в Бухаре, в тени прекрасных вязов которых в чайной лавке около огромных русских самоваров можно было послушать медда (публичных чтецов), принять участие в религиозных диспутах, о которых так красочно писал Абд ар-Рауф Фитрат в "Рассказах индийского путешественника"".

Почему-то не нашлось видов Ляби-хауза в архиве Поля Надара, посетившего Бухару в 1890 году, поэтому сразу перенесёмся на рубеж 19 и 20 веков.

Вид на хауз у ханаки Надира Диван-Беги. Коллекция МАЭ РАН, 1898-1902:


Классический ракурс съёмки позволил нам заглянуть за кадр Прокудина-Горского:


За первые 40 лет фотоистории Бухары у Ляби-хауза, кажется, ничего особенно не менялось.
Зато после 1920 года там почти сразу появились приметы нового времени.
Как известно, каждый советский город должен был организовать у себя Парк культуры и отдыха. В Старой Бухаре не нашлось лучшего места, чем тенистые берега пруда, уже давно облюбованные горожанами. Их обнесли оградой, поставили скульптуры пионеров и вождей, лавочки-скамеечки, всевозможные киоски, открыли киношку.

Где-то около 1927 года пейзаж там приобрёл такой вид:

Высокое разрешение

Обратите внимание, слева от ханаки появились мачты электропередачи, а над самим зданием уже можно заметить антенну.

Немного иной ракурс также конца 1920-х гг.:


На снимке 1940-х гг. хорошо видна антенна, установленная над куполом ханаки ещё в 1920-е гг.:


К сожалению, пока не удалось выяснить, что там было, вероятно, какой-то важный радиоузел.

На фото Е.Н. Юдицкого, которое датируется 1950 годом, антенны уже нет, но над порталом появилась какая-то непонятная деревянная конструкция вроде смотровой площадки:


В 1950-х в Бухаре широко развернулись реставрационные работы, которые затронули ханаку Диван-беги:


Ограду перед зданием снесли, на правом крыле два окна объединили в одно, симметрично левому крылу.

Это фото сделано Гришбергом в где-то в середине 1950-х сразу после снятия строительных лесов:


Чуть позже Юдицкий (?) снял ещё один вид, на котором значительно уменьшились остатки мозаики в верхнем левом углу портала:


Наконец, в 1958 году появляется первое после Прокудина-Горского цветное фото ханаки (Я.Босин, архив РИА Новости):


В 1959 году снимок ханаки в точном прокудинском ракурсе сделал Семён Осипович Фридлянд:
Изображение
Высокое разрешение

Снимок Фридлянда целиком:

Высокое разрешение

Слева ещё заметны следы сталинской архитектуры.

В 1964 году ханаку запечатлел датчанин Hans Munk Hansen:


В том же году (или в 1965?) её снимал чехословацкий фотограф Werner Forman:

В высоком разрешении у левой башни-гульдасты видна конструкция строящейся мачты ретранслятора. Видно тот радиоузел, который обосновался в бывшей ханаке ещё в 1920е годы, после демонтажа антенны на куполе далеко не уехал, а расположился где-то поблизости.

Вышка на фото Виктора Горкина около 1966 года:


На снимке, который сделал Виктор Анатольевич Отливанчик в 1966 году, мачта ретранслятора уже действует, а над куполом бывшей ханаки зависла большая тарелка:


Но на самом деле тарелка установлена на мачте. Фото 1967 года:


Круглая деревянная площадка всё ещё видна над порталом.

В 1974 году её уже не было:


По всей видимости, где-то между 1977 и 1979 годом были проведены большие реставрационные работы, в результате которые здание ханаки Надира Диван-беги приняло свой нынешний вид.
Открытка 1980 года:


Мозаика на портале полностью воссоздана, зачем-то снесена башенка на правой башне-кульдасте.

Открытка 1983 года:


За зеленью не видна мачта ретранслятора.

1987 год, фотограф Roya Marefat:


1990 год, фотограф Arun Kumar Rewal:


На снимке 1995 года от мачты осталась только нижняя часть:


1998 год, мачта исчезла вместе с тарелкой:


Сталинская парковая колоннада слева от ханаки ещё жива!

1999 год:


2000 год, фотограф Bruno Barbey:


Это "случайное" фотосравнение сделал в 2014 году Александр Журба:

Высокое разрешение

Вот ведь ирония судьбы! У тех, кто специально ездит по следам Прокудина-Горского с фотоаппаратом, почти никогда не получается поймать точно такое же освещение, которое зависит от сочетания нескольких факторов: времени года и времени суток, а также погоды. А тут практически полное совпадение! Посмотрел exif файла и выяснил, что Александр Журба сделал свой снимок 18 марта в 7-40 утрам. Соответственно, примерно в такое же время дня и года должен был снимать Прокудин-Горский.



Сталинской колоннады и след простыл, уже ничто не напоминает здесь о существовании парка советского периода.

Tags: Бухара, Коридоры времени, Фотосравнения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments