oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Бухара. Гробница Баян-Кули-Хан 106 лет спустя

Продолжаем наше путешествие в историю памятников Бухары при поддержке замечательного местного краеведа Рахмата Шарифова, который на днях сделал фотосравнения почти по всем бухарским снимкам Прокудина-Горского.

Сегодня у нас снимок "Гробница Баян-Кули-Хан. Бухара".

Фотографии Прокудина-Горского 1911 года и Рахмата Шарифова от 28 декабря 2017 года:
Гробница Баян-Кули-Хан. 1911-2017 годы.jpg

Высокое разрешение

Здесь мы видим типичный пример снятия реставраторами культурного слоя вокруг памятника, в результате чего он выглядит выше, чем 100 лет назад.

Чем интересен этот памятник?

Одним из учеников шейха Сейф ад-Дина Бохарзи был Чингизид Баян-кули-хан (умер в 1358 году). В 1346 году власть в западной части монгольского улуса Чагатаев, к которому относилась Бухара, захватил амир Казаган.
Он не принадлежал к Чингизидскому роду и правил от имени Баян-кули-хана. Когда власть перешла к сыну Казагана амиру Абд-Аллаху, то он казнил Баян-кули. Баян-кули-хана похоронили рядом с мавзолеем шейха Бохарзи.
При Темуридах там был возведен небольшой мавзолей, отличающийся богатой декоративной отделкой резной поливной терракотой. Около 1358 года близ чтимой могилы известного среднеазиатского мистика Сейфеддина-Бохарзи (умер в 1261 году) возводится мавзолей монгольского хана Буян - кули-хана (умер в 1358 году).
Это двухкамерное здание состоит из зиаратханы и гурханы, с узким обводным коридором. Главный фасад, выделенный порталом, приподнят над остальными, прикрывая приземистые купола помещений.
На фасадах здания и в интерьере зиаратханы господствует резная поливная терракота (во многих участках утрачена), выполненная крупными плитами, а в сталактитовом заполнении парусов - целыми блоками.
В орнаментике господствуют гирихи, имитации на плитах кирпичных кладок, но в основном - тончайшие растительные сплетения и прихотливая вязь надписей. В колорите преобладает ярко-голубой цвет, дополненный белым и синим.
Здание над погребением Сейфеддина Бохарзи (2-я половина XIV века) примыкает к цоколю мавзолея Буян-Кули- хана. Оно также двухкамерное (гурхана и зиаратхана), но отлично по композиции и значительней по масштабам.
Оба помещения увенчаны овоидальными куполами; господствует купол зиаратханы. Боковые фасады подчеркнуты сводами в прямоугольных рамах. Захоронение отмечено трехступенчатым майоликовым надгробием.
Призматический объем мавзолея заключает в себе два помещения: купольный зал – зиаретхану и лежащую за ней темную усыпальницу, обведенную по бокам коридорами, как это делалось и буддийских храмах.
Главная художественная ценность мавзолея - резная поливная терракота и многоцветные изразцы, которыми он украшен внутри и снаружи. Гамм 11 цветов характерна для пред тимуровской поры: голубой, марганцево-черный, белый и в меньшей степени - синий.
Платформа, на которой стоит мавзолей, облицована традиционным мотивом: глиняная кладка кирпича со вставками голубых глазурованных „бантиков" на вертикальных стенках, а поверхность ее выстлана паркетом в виде шестигранных шашек в прямоугольной окантовке.
Этот памятник был создан до знаменитых тимуровских усыпальниц Шахи-Зинда, но может соперничать с лучшими из них. Архитектурное его решение было для своего времени новаторским: это один из ранних примеров двухкамерного мавзолея.
Одним из учеников Сейф ад-Дина Бохарзи был чагатайскийхан Буян-кули (ум.1358 г.) внук известного Дуян–хана (умер в 1307 году). В 1346 году власть в западной части монгольского улуса Чагатаев, к которой относится Бухара, захватил амир Казаган.
Он формально возвел Буян-кули-хана на трон и правил от его имени. Когда власть перешла к сыну Казагана амиру Абд-Аллаху, то он казнил Буян-кули-хана. Одним из поводов к этому называют желания Абд-Аллаха получить жену Буян-кули-хана.
Погибшего хана похоронили рядом с мемориалом его учителя шейха Бохарзи. Здесь был возведен мавзолей внушительных форм в то же время привлекает простотой и ясностью.
Мавзолей имеет сложный план, так в нем есть усыпальница (гурхан), комната поминовений (зияратхона). А над ним два купола. Внутри мавзолея все стены отделаны резной поливной терракотой голубых, синих и белых тонов.
Надгробие сделано из дерева в XIV веке. Есть также тайный коридор назначения которого пока еще не выяснено. Главный фасад украшен стройным аркой порталом. Который почти не выступает, а только приподнят относительно участка стены.
Главный фасад выделен монументальным порталом (XV в. или XVI в.) со сводом и венчающей аркатурой, башенками на углах и трехъярусными простенками. Интерьер зиаратханы просторен и легок; своеобразны его сталактитовые подкупольные элементы.
В гурхане стоит деревянное надгробие конца XIV в., украшенное орнаментальной резьбой с преобладанием замысловатых растительных мотивов и вязью надписей.

Источник:
Пугаченкова Г.А., В. Г. Сааков «История Бухары». Издательство «Шарк», 1996 год. «Бухара.

Отсюда

Tags: Бухара, Культурный слой, Фотосравнения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment