oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Единственный цветной снимок Франции у Прокудина-Горского

На форуме проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" появилась новая тема, посвященная параллелям между сюжетами снимков Прокудина-Горского и те ми же сюжетами в произведениях живописи, на банкнотах, монетах, марках, художественных открытках и т.п.
Давно было замечено, что некоторые снимки Прокудина-Горского точно воспроизводят ракурсы картин Рериха.
Сам Сергей Михайлович называл свои снимки "картинами" и, по сведениям Гараниной, в молодости брал уроки живописи в Академии художеств.
В какой степени работы ПГ создавались под влиянием произведений живописи? Это первый вопрос. Он очень важен, так как ответ на него может опровергнуть один из современных мифов - мол, снимки ПГ интересны с технической и исторической стороны, а как фотограф он был посредственен и его работы не обладают художественными достоинствами.
Второй вопрос - социально-историческая значимость снятых Прокудиным-Горским сюжетов. Когда оказывается, что едва узнаваемая туркменская мечеть на каком-то из снимков ПГ удостоилась того, чтобы её изображение было отчеканено на юбилейных российских (!) монетах, историческая значимость такого снимка увеличивается стократно.
Есть и ещё интересные аспекты, например, цветопередача. Ведь сравнить снимки Прокудина-Горского в этом плане с другими изображениями той же самой (или даже более поздней) эпохи можно только, найдя соответствующее живописное изображение. Других цветных источников просто не было. Конечно, были автохромы, которых делалось в сотни раз больше, чем снимков ПГ, однако до сих пор мне не удалось найти ни одного такого снимка по аналогичному с прокудинским сюжету. А было бы крайне интересно наглядно сопоставить возможности двух разных процессов цветной фотографии!

Для начала возьмём снимок, идентифицированный нами как городок Вильфранш-сюр-Мер во Франции, близ Ниццы.
Это единственный сохранившийся в цвете снимок, сделанный Прокудиным-Горским во Франции. Год и обстоятельства съемки совершенно не известны. Скорее всего, 1906 год, когда ПГ получил медаль за свои работы, представленные на ежегодном салоне Фото клуба в Ницце.


Казалось бы, хоть и симпатичный, но совершенно малозначительный этюд, не представляющий для современных россиян никакого интереса. А теперь представьте, что этот никому не известный курортный городок, Вильфранш-сюр-Мер,  -  бывшая военно-морская база России в Западной Европе!!! Единственная за всю историю! Научная станция России в этом городе, граничащем с Ниццей, сохранялась вплоть до 1917 г.
Поэтому, в определённом смысле, Прокудин-Горский там снял "кусочек России".
Кстати, недавно в городке Вильфранш-сюр-Мер установили памятники русском флотоводцам, так что эта страница истории всё же не забыта:




Далее, этот снимок занимает совершенно уникальное место в коллекции Прокудина-Горского, так как это единственный известный случай, когда при съемке непостижимым образом перепутался порядок следования фильтров и в результате появилось вот что:


В 2008 г. мне удалось разгадать секрет этого снимка и расставить цветовые каналы в правильном порядке.
Современные снимки того же места, которое почти не изменилось за 100 лет, говорят о правильности полученного результата.
Однако хотелось всё же увидеть тот же вид в цвете во времена Прокудина-Горского.
И такая возможность представилась!

Это картина выдающегося русского живописца Константина Коровина, написанная в 1922 г.:


Правда, в Википедии написано:
[quote]В 1923 художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.[/quote]
На нестыковка в один год не имеет значения.

Быть может, мы когда-нибудь узнаем, что один из домов на снимке Прокудина-Горского и картине Коровина имел особое значение для русских художников и эмигрантов.
Но, быть может, оба просто запечатлели симпатичное местечко на популярном курорте.
Около года назад я был весьма удивлён, когда нашёл в Сети сразу несколько сотен (!) открыток разных десятилетий с тем же самым видом.

Вот, например, вид из той самой арки во времена Прокудина-Горского:


А вот - более общий вид местности, причём  из названия этой открытки можно узнать более точное название места - набережная Курбэ:


Так это выглядело в 1960-е:
Tags: Альбом "Разное и этюды", Западная Европа, Комментарии к снимкам Прокудина-Горского, Франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment