oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Коридоры времени: главный символ Бухары за последние 110 лет

Поздравляю всех читателей с наступившим Новым годом!
Для нашего проекта он начинается с очень радостного события: бухарский краевед Рахмат Шарифов  сделал фотосравнения по всем снимкам Бухары Прокудина-Горского, где удалось определить место и сохранился сам объект съёмки.
Мы будем публиковать в блоге эти сравнения, причём как часть проекта Коридоры времени, для большей наглядности.

Сегодня мы совершим путешествие во времени длинною в 110 лет, чтобы проследить судьбу знаменитого минарета Калян, который является одним из старейших архитектурных памятников и самым высоким сооружением старой Бухары, его высота 46,5 метров.

Минарет был построен в 1127 году и пережил на своём веку немало страшных бедствий и разрушений города.
Его старейшие снимки (из тех, которые можно датировать) относятся к концу 1880-х гг. Но мы начнём нашу историю с января 1907 года, когда в Бухару прибыл С.М.Прокудин-Горский, чтобы создать первые цветные снимки столицы Бухарского эмирата.
Хотя огромный минарет и господствовал над городом, подобраться к нему было непросто из-за очень плотной застройки.
Можно было снимать с небольшой площади перед медресе Мири Араб, но там мастера что-то не устроило: то ли толкотня рынка, то ли положение солнца, то ли дистанция. Поэтому он выбрал другой ракурс, который использовали и некоторые иные дореволюционные фотографы, например, Вильгельм Гартевельд.

Снимок Прокудина-Горского января 1907 года и фото Рахмата Шарифова от 31 декабря 2017 года:
Большой Минар в Старой Бухаре. 1907-2017. №20003.jpg
Высокое разрешение

Как видим, за 110 лет вид минарета Калян почти не изменился (для него это не срок), а вот от старой улицы не осталось и следа.
Давайте посмотрим, какие исторические бури пронеслись здесь за эпоху, уместившуюся между двумя снимками.

Самые драматические перемены связаны с событиями сентября 1920 года, года столица Бухарского Эмирата была взята в ходе ожесточённого штурма красными войсками Фрунзе. Город-крепость бомбили с аэропланов и обстреливали из орудий.
В главный минарет попало 10 снарядов, но он устоял, что говорит о прочности его конструкции, созданной древними мастерами.

Вот вид в "прокудинском" ракурсе вскоре после штурма:



Удивительным образом гибель "рядовой" застройки открыла для обзора портал медресе эмира Алимхана (справа от минарета).
После расчистки руин получился тот вид, который будет знаком всем последующим поколениям.
Но оставалось ещё залечить те страшные раны, которые нанесла древнему памятнику гражданская война.

Как сообщают Интернет-источники, в 1925 году мастер из Самарканда — Ходжи Абдукадыров вместе с бухарским зодчим Усто Ширин Муродовым восстановил облик минарета. Согласно Википедии, в 1924 году были отреставрированы небольшая часть стены и мукарнасы минарета.
По всей видимости, реставрационные работы проводились и в 1924-м, и в 1925 году.
На этом фото около 1925 года мы видим промежуточный результат:


Именно в таком, "полувосстановленном" виде минарет попал на первые советские открытки:


Вскоре залатали и выбоины от снарядов.

Средняя часть ствола минарета Калян. Фотограф Ernst Cohn-Wiener, 1925 год:


Эти пятна-шрамы останутся на минарете уже навсегда, как напоминание о трагических событиях 1920 года и понесённых тогда городом разрушениях.
Как ни парадоксально прозвучит, но эти разрушения раскрыли некоторые интересные виды города, которые были совершенно недоступны для Прокудина-Горского.

Новыми панорамами спешили воспользоваться советские фотографы-открыточники, которые активно снимали город в 1920-е.

Почти "прокудинский" ракурс на почтовой карточке издания ГИЗ 1929 года:


В документальном фильме "Город Бухара" 1941 года минарет Калян впервые за 30 лет был запечатлён в цвете, но в другом ракурсе, поэтому мы здесь не будем приводить скриншот.
А вот нормальные цветные фотографии памятника стали появляться лишь спустя полвека после первой прокудинской съёмки, настолько Мастер опередил своё время!

Это фото Семёна Осиповича Фридлянда 1959 года:
1959 frid10697lg.jpg
Высокое разрешение

Если приглядеться, то можно найти интересные детали.
Например, аист снова обжил верхушку минарета, а у входа в медресе эмира Алимхана стоят две скульптуры, изображающие советскую молодёжь (там разместилась областная библиотека).

На другом кадре того же Фридлянда присутствует "живописный" столб электропередачи, какие "украшали" тогда все советские города от Калининграда до Южно-Сахалинска:
1959 Бухара frid06274lg.jpg
Высокое разрешение

Однако удивительно, что портал медресе Мири-Араб стоит в лесах также, как и на снимках 1964 года. Вероятно реставрация затянулась на 6-7 лет.

В 1964 году минарет Калян в нужном нам ракурсе запечатлел американский профессор-советолог Thomas T. Hammond:
1964 Минарет Калян. Thomas T. Hammond.jpg
Высокое разрешение

Скульптуры у входа в медресе-библиотеку уже убрали, зато в кадр попало много интересного люда. Больше всего, конечно, привлекает внимание тележка с подшипниками вместо колёс.
Не знаю, с чем это связано, но на этом кадре особенно заметно различие между старой и восстановленной кладкой памятника.

По всей видимости, в том же 1964-м снимал и чешский фотограф-искусствовед Werner Forman:
1964-65 Werner Forman4.jpg
Высокое разрешение

И ещё один кадр из 1964-го (или 1963-го?), от неизвестного иноземного туриста:


Фото Людмилы Николаевны Пущиной 1967 года, полвека назад:
1967 Людмила Николаевна Пущина.jpg
Высокое разрешение

Землетрясения от 8 апреля и 17 мая 1976 года разрушили «мукарнасы» - сталактиты тысячелетнего памятника. Эти разрушения были полностью восстановлены в 1980 году мастерами из Бухары.

1980 год, гнезда аиста уже нет:


Гнездо пропало где-то между 1975 и 1978 годами. К началу 1980-х аисты покинули Бухару.

Как сообщают Интернет источники, "к 1997 году, к 2500-летию Бухары, минарет был капитально реконструирован и отреставрирован лучшими мастерами".
Однако на фотографиях уже трудно заметить какие-то различия. Кажется, что время вокруг древнего памятника снова застыло.

2001 год:


Снимок Рахмата Шарифова 31 декабря 2017 года:


От имени нашего проекта выражаю сердечную благодарность Рахмату Шарифову за проделанную им работу.
Также хочу рекомендовать всем, кто интересуется памятниками Бухары, его краеведческую страничку: https://www.facebook.com/RahmatilloSharifov/,

Tags: Бухара, Коридоры времени, Туркестанский альбом, Фотосравнения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments