oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Демонстрации Прокудина-Горского в залах Академии художеств. 1908 год

Свежая находка: http://electro.nekrasovka.ru/page/3710/7

Отчёт выставке достижений русских фотографов, развернутой в конце мая 1908 года в залах Академии художеств. Прокудин-Горский там устраивал показы специально для приглашённых членов Государственной Думы, чтобы пролоббировать свой законопроект об авторском праве фотографа
О самом событии прекрасно известно, а вот текст отчёта как-то прошёл мимо.

Фотограф-любитель, № 7 за 1908 год:

Четырехдневная выставка произведеній художественной фотографіи въ залахъ Императорской Академіи Художествъ.
...
Научная фотографія была иллюстрирована любезно одолженными Воздухоплавательнымъ паркомъ снимками съ воздушныхъ шаровъ, кол­лекціями Ѵ-го Отдѣла, Петербургскаго «Фотогра­фическаго Общества, G. М. Прокудинъ-Горскаго. Примѣненіе фотографіи къ воспроизведенію кар­тинъ было демонстрировано превосходными ра­ботами фирмъ: Вильборгъ и Голике и Прокудинъ-Горскаго. Въ ряды произведеній фотографіи, представ­лявшихъ по истинѣ художественныя картины, за 29-го мая вечеромъ выставка была открыта для представителей печати и вслѣдъ за осмотромъ выставки была сдѣлана репетиція показанія на экранѣ съ необходимыми объясненіями фото­графій—картинъ въ натуральныхъ краскахъ и новѣйшихъ драматическихъ и художественныхъ произведеній кинематографа. Первыя были пока­заны С. М. Прокудинъ-Горскимъ при содѣйствіи его помощника А. А. Евдокимова.

1908 Выставка в Академии художеств.jpg

...
Всѣмъ приглашен­нымъ были разосланы изящные почетные билеты съ фотографическимъ снимкомъ въ натуральныхъ цвѣтахъ на каждомъ.Къ назначенному часу начали собираться по­четные гости. Ихъ встрѣчали по очереди члены Совѣщанія и объясняли выставку по группамъ, начиная съ картинъ Карелина до новѣйшихъ цвѣтныхъ фотографій и научныхъ примѣненій.Въ 8 1/2 часовъ вечера всѣ присутствующіе были приглашены въ залу, гдѣ былъ установленъ огромный экранъ. Всѣхъ гостей было до 700. Къ сожалѣнію засѣданіе по Амурской дорогѣ въ Государственномъ Совѣтѣ и въ Государственной Думѣ не позволили нѣкоторымъ гостямъ остаться долго, другіе могли пріѣхать позже начала. Въ виду этого устроителямъ пришлось измѣнить первоначальную программу и раздѣлить показаніе на 3 части, чтобы какъ первые, такъ и вторые почетные гости могли видѣть обѣ послѣднія сту­пени, до которыхъ возвышалась фотографія — фотографическія художественныя картины въ на­туральныхъ цвѣтахъ и фотографическіе разсказы (Кино).Показательный вечеръ начался съ объясненіяА. А. Карелина. Онъ изложилъ цѣль его, выра­зилъ признательность представителямъ И. А. Ху­дожествъ за содѣйствіе, и привѣтствіе гостямъ, отвѣтившимъ на приглашеніе личнымъ при­бытіемъ.В. И. Срезневскій изложилъ программу ве­чера, назначеннаго для нагляднаго доказатель­ства положеній о защитѣ авторскаго права фото­графа, выставляемыхъ Совѣщаніемъ. Указавъ на творческій актъ въ созданіи фотографіи-картины, какъ изображенія момента, независимо отъ спо­соба его реализаціи, указавъ па стремленіе до­стигнуть наибольшей правды, силы и художе­ственности, подобно живописи, скульптурѣ, до­кладчикъ отмѣчалъ право на защиту правъ иниціа­тора идеи и на легкость похищенія этой идеи путемъ той же фотографіи. Вся выставка пред­ставляетъ рядъ картинъ—моментовъ жизни, при­роды, но въ обработкѣ, въ выборѣ, въ созданіи момента лежитъ интеллектуальная дѣятельность духа человѣческаго и она требуетъ законной защиты отъ грубой силы въ обезпеченіе общаго прогресса.Кинофотографическая лента, носящая въ себѣ тысячи изображеній, есть гоже продуктъ творче­ства и представляетъ рядъ быстросмѣняющихся моментовъ,—какъ въ самой жизни, какъ въ литера­турномъ, драматическомъ или музыкальномъ про­изведеніи, изображающемъ также жизнь, и дви­женіе души. И контрафакція ленты, и публичное воспроизведеніе ея не можетъ быть поощряемо за­кономъ во вредъ автору. Показаніе на экранѣ началось съ того, что составляетъ, какъ выразился В. И. Срезневскій, вѣнецъ современной фотографіи, гордость рус­скаго человѣка, ибо этотъ вѣнецъ, фотографія въ натуральныхъ краскахъ, въ томъ совершне- ствѣ, котораго она достигла, связана съ русскимъ именемъ—С. М. Прокудинъ-Горскаго. Показаніе картинъ—фотографій, послѣдовав­шее за симъ, было дѣйствительно верхомъ со­вершенства. Наилучшія техническія условія, въ которыхъ было произведено проектированіе, постоянный электрическій токъ, представили кар­тины— фотографіи С. М. Прокудинъ-Горскаго во всемъ величіи правды. Онѣ произвели на гостей весьма сильное впечатлѣніе и собраніе то и дѣло сопровождало демонстрированіе картинъ взрывомъ рукоплесканій. С. М. ГІрокудинъ-Горскій давалъ краткія объясненія нѣкоторыхъ тех­ническихъ особенностей воспроизведенія и по­казалъ отдѣльныя составныя части цвѣтныхъ кар­тинъ, соотвѣтственно участкамъ спектра, и ком­бинаціи частей.
....
Третья часть вечера послѣ перерыва, когда присутствовавшіе снова осматривали выставку въ сосѣднихъ залахъ, заключалась въ показаніиС. М. ІІрокудинъ-Горскимъ его новѣйшихъ кар­тинъ-снимковъ изъ путешествія въ Италію и въ Туркестанъ. Между археологическими сним­ками была показана замѣчательная древняя ваза, сохраняющаяся въ Эрмитажѣ, цвѣта которой про­падаютъ. Запечатлѣніе ея цвѣтною фотографіею даетъ возможность сохранить документально цвѣта ея на вѣки и во всякое время воспроиз­вести ихъ комбинаціею лучей спектра, остаю­щихся неизмѣнными. Большой научный интересъ представили также цвѣтные снимки украшеній на Туркестанскихъ храмахъ и зданіяхъ, погиб­шихъ при землетрясеніи.Такіе снимки наилучшимъ образомъ опровергали основание законопроекта Министра Юстиции о кратковременности интереса фотографии, не заслуживающей якобы долголетнего авторского права.
Высокохудожественые картины на всей выставке и демонстрированные на экране цветные изображения и кинограммы служили лучшим доказательством ложности другого основания законопроекта о механическомъ характерѣ фото­графическаго изображенія. Показательный вечерь, устроенный въ И. Ака­деміи Художествъ, судя по отзывамъ многихъ присутствовавшихъ, оказалъ существенную по­мощь для разъясненія поданной въ Думу Записки и устроители выставки и вечера удостоились отъ почетныхъ гостей благодарности.
В...скій.


Относительно личности автора есть только одно предположение, из нашего справочника "Окружение...":
Веселовский, Николай Иванович (1849–1918, Петроград), профессор, глава Императорской Археологической Комиссии. Оказывал научное содействие в организации фотоэкспедиций Прокудина-Горского/




Tags: Источники до 1919 года, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments