oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

С. М. Прокудин-Горский. Камень Слизкой. Река Чусовая. 1912 год и 104 года спустя

Продолжим серию фотосравнений уральского краеведа Антона Азовцева (to4et) по реке Чусовой. Сегодняшнее сравнение самое неожиданное и драматическое.

С. М. Прокудин-Горский. Камень Слизкой. Река Чусовая. 1912 год и 104 года спустя:



СТАТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ И КОММЕНТАРИЙ:



Камень Слизкой. Река Чусовая.

Высокое разрешение

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА ФОТОСРАВНЕНИЯ:
Судя по названию, этот камень был не очень крепким и поэтому не дожил до наших дней. Он представлял собой наклонную, под углом примерно в 30 градусов, скалу, длиной около пол километра. В этом камне было две пещеры. Причем одна из них длиной 30 метров была сквозная. В русле реки под камнем Слизкой было рассыпано много камней-ташей, усложнявших сплав барок. Лишь в конце XIX века, незадолго до снимка 1912 года, русло было расчищено.
С появлением Староуткинского завода в XVIII веке здесь стали брать доломит в качестве флюса для выплавки металла. Возможно на старом снимке под камнем проходит дорога для вывоза этого флюса, хотя с этого ракурса она больше похожа на тропинку. Позже отсюда стали поставлять флюс и для других уральских заводов.
При советской власти Слизкой был даже объявлен памятником природы, с охраняемой территорией площадью 200 га, ведь в нём было несколько пещер, камень описывал в своих произведениях Мамин-Сибиряк, фотографировал Прокудин-Горский. Никакие «заслуги» скалы не были учтены, когда заводу потребовался известняк для пережигания на известь. Камень уничтожил трест "Ижевскнеруд". Часть камня шла на Староуткинский завод, но большинство добычи везли в закрытый
Новоуральск. Говорят, что "Ижевскнеруд" прицеливался и на камень Висячий, но, к счастью, до этого дело не дошло.
Под камнем, возможно на месте старой дороги, появилась железная дорога, по которой вывозили камень, сейчас от неё осталась только насыпь, а рядом появилась
автомобильная дорога которая значительно потеснила реку.
Я не нашёл ни одной конкретной точки для привязки, а в первую поездку вообще принял низкий берег за остров, которых много образовалось выше по течению, в
результате сравнения с первого раза не получилось. Лишь убедив себя что берег, к которому причалил аэроглиссер Горского мог настолько вырасти, и поставив метку
на карте, удалось на второй раз получить приемлемый ракурс.
Более менее на месте остался только горизонт, хотя деревья полностью поменялись. Куча земли у домика с зелёной крышей, вблизи выглядит как свежий отвал с разгребённой бульдозером вершиной, хоть она и встаёт на место старой горы, но с уверенностью этого сказать нельзя. Берег под скалой стал значительно шире за
счёт насыпи железной и автодороги. Борозды на низком в прошлом берегу, думаю оставили брёвна которые тащил весенний ледоход, по реке до 1970 года шёл молевой сплав. А могли и лоты барок тормозящие на повороте или сами барки налетевшие на мель, во время искусственного паводка уровень воды поднимался более чем на три метра. Сейчас берег покрылся полуметровым слоем ила, зарос травой, став значительно выше, а река в этом месте стала уже.
На вершине холмика, оставшегося от камня, теперь кучи брёвен для лесопилки и непролазная грязь, которую месят лесовозы.-
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1313828
Фото без зума -
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1313829




Tags: Скалы, Урал, Фотосравнения, Чусовая
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment