oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Сообщения о цветной фотографии в России 1897 года

По всей видимости, первым человеком в мире, который довёл цветную фотографию до смотрибельного состояния и даже до коммерческого использования был американский изобретатель Фредерик Юджин Айвз, которому у нас посвящён отдельный тег.
Известно, что С.М. Прокудин-Горский приобрёл кромскоп Айвза ещё в 1898 г и тогда же сделал научный доклад об этом приборе с демонстрацией своих собственных слайдов.
Однако, вероятно, самое первое сообщение о приборе американца для просмотра цветных снимков было опубликовано в №3 журнала "Фотограф-любитель" за 1897 год. Его скан мы выкладывали недавно, теперь наш читатель dim0n любезно набрал текст:

Кромоскоп.
На страницах «Association Belge de photogr.» описывается прибор Кромоскоп, изобретённый г. Ивес, при помощи которого возможно одновременно видеть три диапозитива, прикрытых сзади соответствующими цветными стёклами.


Фигура изображает в разрезе этот прибор.
Пунктирные линии показывают световые лучи, идущие от одного источника, которые проходят через все три диапозитива A, B и C; эти лучи так отражаются, что все три совпадают в общую линию, идущую к стеклу, через которое их рассматривают, помещённому в правой стороне аппарата g.

Для смотрящего через стекло g лучи от позитива A, полученного с негатива, подверженного действию только красных лучей и прикрытого таким же красным стеклом, отражаются наружной сине-зелёной поверхностью пластинки D. Позитив, снятый при синих лучах, помещён в B и лучи света, проходящие его, отражаются на внутренней части жёлто-зелёной пластинки E, после чего они проходят через D, который является фильтром или экраном для голубого цвета.
Третий диапозитив поставлен в C, и белый свет, отражённый от зеркала, проходит его и дважды фильтруется жёлтым стеклом E и синим D; общее же действие этих стёкол задерживает весь тот свет, который не отвечает впечатлению зелёного цвета.
Кромоскоп, соединяя таким манером для глаза все три диапозитива в один, пропускает через каждый диапозитив только ту комбинацию цвета, которую воспроизводил с предмета съёмки его негатив, производит общее впечатление для смотрящего предмета в его натуральных красках. В последнее время кромоскоп несколько изменён против данного чертежа, в том, что у него уничтожено двойное отражение, так как окрашенные стёкла D и E отражают только внутренней стороной лучи, отвечающие цвету стекла.
Ивес начал приготовлять двойные диапозитивы на одной пластинке, в действительности представляющие стереограмму; почему так изготовленный кромоскоп, давая возможность видеть двойное изображение, производит впечатление стереоскопа, и настолько правдоподобное, если предмет небольшой, что зрителю кажется вещь рельефной и в натуральных красках, как бы поставленной в ящик кромоскопа.

В другой заметке из того же номера журнала идёт речь об успехах цветной фотографии:

О цветной фотографии.
В прошлом 2 № Фотографа-Любителя, в отделе смесь, мы поместили как слух, сообщение об открытии г. Wood нового способа получения фотографического изображения в натуральных цветах.
В данный момент на эту же тему находим заметку г. Видаля, который читал о том же в нескольких английских журналах, с прибавлением, что даже г. Абней поражён достигаемыми результатами, почему г. Видаль ждал наконец отзыва от самого г. Абнея, а не ссылки журналов на его удивление, и так как этого не последовало, а газеты продолжали восхвалять открытие г. Wood, то г. Видаль обратился к одному из английских авторитетов, знакомому с вновь открытым процессом, с просьбою сообщить ему, в чём он состоит. Ответ этот он печатает в своём Moniteur de la photographie, представляя каждому судить об этом новом открытии.
Изобретатель ставит свою камеру перед цветным изображением, вкладывая в кассету пластинку своего изготовления, после чего он проявляет её как обыкновенно и делает с неё при[]ым способом позитив.
Полученный отпечаток он погружает в раствор, который называет маточным, составляющий его секрет, после чего при помощи кисти он кроет позитив другой жидкостью, называемой им голубой; при этом окраску получают лишь те части отпечатка, которые в натуре имеют синий цвет. Как только это достигнуто, снова погружают отпечаток в маточный раствор и снова кроют кистью другой жидкостью под названием зелёной, наконец после третьего погружения в маточный раствор отпечаток кроют третьей жидкостью – красной.
Тогда все операции оканчиваются и отпечаток получает все цвета снятого оригинала, но какие, это ещё вопрос? Таким образом, в новом процессе является не фотография в натуральных цветах, как это принято понимать, а автоматическая раскраска отпечатка красящими веществами, что далеко не то и уже не раз предлагалось различными изобретателями.
Г-н Видаль говорит, что сделанный изобретателем отпечаток, который ему пришлось видеть, сделан на солях серебра, отпечатан обыкновенным путём и напоминает фотографию, раскрашенную очень прозрачными красками, мало отвечающими натуре, настолько, что серебряное обыкновенное изображение остаётся хорошо видным.
Таким образом, помещая эту заметку, мы тем самым даём ответ и нашим подписчикам, прочитавшим такие рекламы о способе г. Wood в английской литературе, действительно ли это цветная или просто раскрашенная фотография.

Tags: Айвз, История цветной фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments