oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский комментирует свои снимки. Часть 3 (Разное).

Продолжаю краткий обзор опубликованного в итоговой части проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" ценнейшего исторического документа - доклада С. М. Прокудина-Горского на всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге 4-го января 1912  г. «О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России».
В нём автор даёт комментарии к своим собственным снимкам.
Перейдем к анализу третьей части доклада Прокудина-Горского на съезде художников 1912 г., самой интересной.
Здесь мастер показывал много ранних снимков, название и даже содержание которых он к этому времени уже порядком подзабыл.

ЦИТАТА ИЗ ДОКЛАДА:
"Теперь я перейду к этюдам.
1)    Это интересное местечко по реке Вытегре, оно напоминает по природе маленькие швейцapcкиe уголки."

В Швейцарии ПГ был как минимум один раз, весной 1908 г., когда навещал Лаврова в Лугано. Какой снимок он показал в данном случае - можно только гадать.
Быть может, это снимок  21087 "Материки"?


Лично мне это никак не напоминает "маленькие швейцapcкиe уголки", равно как любой другой снимок Мариинской системы.

ЦИТАТА:
"2)    Это — на Урале; все бурый известняк; это пустые породы, они ничего не стоят для раз¬работки."

Может быть, имеется в виду 20637 "Пробная штольня. Перед ней сложен богатый бурый железняк"?


ЦИТАТА::
"Вот местечко «Матрави»; посмотрите, разве это не Швейцария? Очень типично."

Сначала я подумал, что речь идёт о каком-то финском местечке. Однако ничего даже близко похожего по звучанию я не нашел. Стал думать, что «Матрави» - это и есть искаженное "Материки". То ли сам ПГ напутал, то ли стенографист на съезде, то ли кто-то неправильно прочёл записанное название.
В любом случае - ни разу не типично для Швейцарии, хотя лично мне выражение "Вытегорская Швейцария" вполне нравится :-)

ЦИТАТА:
"4)    Это — у Ипатьевского монастыря. Вечер. Гроза надвигается. Дождь.
Такое освещение, конечно, вы неоднократно видали, когда низ горизонта начинает зловеще чернеть, а все остальное начинает сереть, и чувствуешь, что гроза близко. Это случайные снимки; иной раз, чтобы сделать, захватить их, мне приходилось соскакивать с поезда."

Один из самых замечательных, колоритных комментариев. Здесь сполна раскрывается отношение ПГ к художественности в фотографии. Очень понятен азарт фотографа, который готов себе шею свернуть ради одного эффектного кадра.
Речь идёт безусловно о снимке 02486 "Ограда Ипатьевского монастыря. Этюд. "


Какая жалость, что он не сохранился в цвете!
Этот снимок был сделан всего за несколько месяцев до доклада и чувствуется, что воспоминания о моменте съемки были ещё очень свежи и ярки.

ЦИТАТА:
"5)    Это махровый мак, на котором очень хороши сочетания цветов."

Очевидно, снимок 21645 "Махровые маки":


Как я надеялся узнать из этих комментариев подробности места съемки, но тщетно. А сочетания цветов действительно хороши!

ЦИТАТА:
"6)    Это закат солнца."
Вероятно, загадочный снимок с закатом солнца на озере. Опять никаких подробностей.

ЦИТАТА:
"7)    Это снято в Малороссии, под вечер."
В данном случае мог быть показан почти любой из малороссийских снимков. По идее, это должен был быть снимок "Затишье".

ЦИТАТА:
"8)    Это—на Днепре рыбные затоны. Маленький приток Днепра."
Вот, пожалуй, одна из самых наглядных иллюстраций фантазирования ПГ на тему содержания снимков. "Маленький приток Днепра" - должно быть, река Сейм, которую ПГ уже в 1905 г. по памяти называл "Оселетом". Сохранилось 2-3 кадра с этой рекой. Но никаких "рыбных затонов" на малороссийских снимках я не нашел.

ЦИТАТА:
"9)    Это—на покосе на Шексне. Все эти снимки нуждались в ничтожной выдержке."

На выбор любой из нескольких снимков сенокоса на Шексне. Там действительно повезло с погодой и яркое освещение позволило снимать много живой натуры почти без "шевеленки".

ЦИТАТА:
"10)    На Шексне вечером. Там вдали землечерпательная машина."
Вероятно, речь идёт о снимке 21721 "Обед на покосе".


Этот шедевральный снимок был одним из любимых у ПГ и на тот момент негатив ещё не был разбит.

ЦИТАТА:
"11)    Раннею весной в лесу; лесная дорожка.
12)    Этот снимок сделан в лесу же, но в жаркий день, нашли тучи, пошел дождь, жара продолжается, сделался туман, сквозь пелену тумана видны деревья."

Две загадки.
Один из них - почти наверняка снимок 20201 "Лесная дорога", который я с вероятностью в 99% отношу к Коковкино, бил истока Волги:


Снимок потерялся при составлении Верхневолжского альбома и ПГ совершенно не помнил, где это было сделано.
Второй снимок мог подразумевать что-то из Ясной Поляны вроде выезда из усадьбы.
Меня смущает фраза "сделался туман, сквозь пелену тумана видны деревья". Нигде в коллекции явно не видно леса в тумане.

ЦИТАТА:
"13)    Это — осенью в Финляндии. Называю этот снимок «сирота».
14)    Осенний расцвет. Финляндия.
15)    Этот снимок более ранний. Рожь частью освещена солнцем. Грозовая туча надвигается."

Непонятно, какой финский снимок ПГ называл "сиротой". Надеюсь не тот, на котором запечатлена девочка на даче.
Следует отметить, что среди лужских снимков было фото с названием "Сиротки".
Также весьма загадочен №15. Какой снимок мог быть "более ранний" чем финские работы 1903-1904 гг.? Может быть, это что-то из июльской 1907 г. съемки на Урале?
Тогда теоретически мог бы подойти 21024 "На жнитве":


Может быть к январю 1912 г. ПГ ещё не успел пристроить этот "потерявшийся" уральский снимок в Мариинский альбом?

ЦИТАТА:
"Теперь несколько зимних пейзажей. Снято в декабре.
На задворках. К вечеру, в солнечный день.
Следующий снимок снять очень ранней весною в Лужском уезде: на опушке леса раннею весной, в солнечный яркий день."

Зимние лужские негативы к январю 1912 г. были ещё в наличии. Полностью забыть их сюжеты не позволяли многочисленные открытки, отпечатанные с них в 1906-1907 гг. ПГ в данном случае употребляет именно те фразы, которые были в подписях на открытках и пояснениях к репродукциям в журнале "Фотограф-любитель".



ЦИТАТА:
"Следующий снят в Выборге, с горы Папуля, вид на город Выборг, когда солнце сади-лось в морозном тумане при 24°, а наверху все небо чисто. Во время этой работы холод был так велик, что все резиновые части погибли, все одеревенело, сломалось, едва успел снять."

Чувствуется драматизм!



ЦИТАТА:
"Следующая — ранней весной в Лужском уезде. Чуть подтаивать стали берега черной речки, —  Обла."


Ну вот, наконец-то появляется конкретная информация - река Обла!
Смотрим в Вики:
"Обла — река в России, протекает в Лужском районе Ленинградской области. Устье реки находится в 2 км по левому берегу реки Верёвки. Длина реки составляет 21 км, площадь водосборного бассейна 90 км²."
Можно сказать, заявка на идентификацию.

ЦИТАТА:
"Следующий снимок, тоже Лужский уезд. Погост к вечеру. Солнце садилось, и проблески только частью попадали на собор, остальное все в тени.
Следующий сделан в лесу при восходе солнца, на Рождестве.
Наконец, господа, последний, который я покажу, сделан на юге России после заката солнца, на озере. Солнце уже село."

"Собором" ПГ, очевидно, назвал церковь в погосте Смешино.
А вот последний снимок - загадка. Вполне могло бы подойти к загадочному снимку заката на озере, но почему вдруг "на юге России"?

Итог,  можно сказать, состоит в следующем: загадки Прокудина-Горского  нам предстоит разгадывать ещё очень долго!
Tags: Альбом "Разное и этюды", Доклады Прокудина-Горского, Документы Прокудина-Горского, Источники до 1919 года, Комментарии к снимкам Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments