В окружении С.М. Прокудина-Горского был известный фотограф Н.А. Петров, с которым Сергей Михайлович вёл полемику на тему предназначения фотографии и того, что есть "художественная фотография".
Была у этой полемики и закулисная сторона.
Сегодня мне попалась статья "Фотограф Сергей Александрович Лобовиков в переписке": http://интеллектуал-ка.рф/articles/093326-fotograf-sergey-aleksandrovich-lobovikov-v-perepiske
Очень непривычно читать такое о Прокудине-Горском, поскольку мы привыкли к восторженным отзывам. Но были у него и свои недоброжелатели, как у любого деятельного человека.
И в этом заключается уникальность "личных" писем как исторического источника: там можно найти информацию, которую не встретишь ни в одном официальном документе.
Прошло больше 100 лет и теперь уже довольно многие в России (да и за её пределами) знают, кто такой был этот "цинкограф Прокудин-Горский".
А вот кем был сам Петров?
Петров Николай Александрович, сын потомственного почетного гражданина, родился 6 сентября 1875 года в городе Елец Орловской губернии. Среднее образование будущий фотохудожник получил в Воронежском училище (1894 год), высшее - в Рижском политехническом институте - окончил сельскохозяйственное отделение по специальности агроном в 1900 году. Затем Николай совершенствовался в изучении наук в городе Карлсруэ (Германия), где занимался химией в лаборатории профессора Энглера, бактериологией - профессора В. Мигулна, фотографией - профессора Шмидта, переводы книг которого выходили и в России. Годы, проведенные в Риге и в Германии, способствовали становлению Петрова как ученого и фотохудожника. Привили ему интерес к западноевропейской культуре. В 1903 году он обосновался в Киеве, где вначале стал вольнослушателем Политехнического института. Тут Николай Александрович занимался физиологией растений на кафедре ботаники, возглавляемой Евгением Вотчалом. С 1 января 1905 года Петров стал сверхштатным лаборантом (без содержания), но с предоставлением ему всех прав и преимуществ государственной службы, за исключением права на пенсию. Формулярный список о службе (1919 год) информирует, что в 1908 году Петров сочетался вторым браком с Надеждой Козловой и что детей у него не было. Работа мужа без зарплаты, семья вынудили жену Николая, бывшую домашнюю учительницу, давать на дому платные обеды молодым ученым и педагогам. По вечерам квартира Петрова по улице Мариинско-Благовещенской, 74 становилась центром жарких дискуссий по вопросам естествознания. Кстати, указанная улица (ныне Саксаганского) в те годы была местом, где проживали в те годы лучшие представители киевской интеллигенции. Ныне напротив дома, где жил Петров, расположены музеи поэтессы Леси Украинки, композитора Николая Лысенко, драматурга Николая Старицкого, а также и других деятелей украинской культуры рубежа веков. В 1906-1930 годах Петров преподавал в ряде средних и высших учебных заведений. В 1916 году Петрова прикомандировали к Кабинету научно-судебной экспертизы при прокуроре Киевской судебной палаты, а с октября 1918 года он стал помощником руководителя указанного Кабинета. С 1923 года он работает заведующим секцией, а с 1925 по 1934 годы - начальником отдела фотографических исследований, созданного на базе упомянутого выше Кабинета Научно-исследовательского института судебных экспертиз. Последние годы жизни Николай Александрович тяжело болел, был прикован к постели. Умер он 9 апреля 1940 года в Киеве. В изданном в Нью-Йорке фундаментальном труде «Мировая история фотографии» (Наоми Розенблюм, 1984 год), автор утверждает, что в те времена на фотографическом небосклоне «не было более яркой фигуры, чем Николай Александрович Петров». Правда, такое признание произошло через 50 лет после смерти фотохудожника. Фотографией Николай увлекся в 12 лет, что было уникальным для 1880-х, когда мировая фотопромышленность только зарождалась, а фотолюбители лишь делали первые шаги. Уже в возрасте 21 года студент-второкурсник завоевал золотую медаль на фотовыставке в Риге (1896 год), что, несомненно, подтолкнуло его продолжить изучать светопись и совершенствовать свои умения.
Из того же источника
Была у этой полемики и закулисная сторона.
Сегодня мне попалась статья "Фотограф Сергей Александрович Лобовиков в переписке": http://интеллектуал-ка.рф/articles/093326-fotograf-sergey-aleksandrovich-lobovikov-v-perepiske
Из письма Н.А. Петрова [Лобовникову] от 15 января 1912 года:
«Надеюсь, Вы получили предложение участвовать в Петербургской выставке. Как Вы будете на него реагировать?
Ведь вся организация выставки – пощечина художественной фотографии.
Точно умышленно (а я уверен, что умышленно) ни в ПРОГРАММЕ, ни в ПОЛОЖЕНИИ, ни в ПРАВИЛАХ нет намека на фотографию, как искусство.
Неужели Вы, талантливейший художник, горячий защитник фотографического искусства, примите участие в этом промышленно-бюрократическом предприятии?
Неужели о художественных достоинствах Ваших работ будут судить и рядить «фотограф Его Величества» Ягельский и цинкограф Прокудин-Горский(4), доверенный фирмы Кодак, и тому подобная компания. Я не хочу этому верить! Было бы слишком обидно. Вы только прочтите ПРОГРАММУ, ПОЛОЖЕНИЕ и ПРАВИЛА и Вы почувствуете дыхание мертвого бюрократизма. Да и что за смысл участвовать нам в выставке, в устройстве которой первую скрипку играет Прокудин-Горский.
В своем журнале он достаточно вылил грязи на художественную фотографию, правда заграничных авторов, и теперь, вероятно, не откажется поглумиться.
По-моему, искусству живому, свободному нечего делать на этой выставке.
...».«Надеюсь, Вы получили предложение участвовать в Петербургской выставке. Как Вы будете на него реагировать?
Ведь вся организация выставки – пощечина художественной фотографии.
Точно умышленно (а я уверен, что умышленно) ни в ПРОГРАММЕ, ни в ПОЛОЖЕНИИ, ни в ПРАВИЛАХ нет намека на фотографию, как искусство.
Неужели Вы, талантливейший художник, горячий защитник фотографического искусства, примите участие в этом промышленно-бюрократическом предприятии?
Неужели о художественных достоинствах Ваших работ будут судить и рядить «фотограф Его Величества» Ягельский и цинкограф Прокудин-Горский(4), доверенный фирмы Кодак, и тому подобная компания. Я не хочу этому верить! Было бы слишком обидно. Вы только прочтите ПРОГРАММУ, ПОЛОЖЕНИЕ и ПРАВИЛА и Вы почувствуете дыхание мертвого бюрократизма. Да и что за смысл участвовать нам в выставке, в устройстве которой первую скрипку играет Прокудин-Горский.
В своем журнале он достаточно вылил грязи на художественную фотографию, правда заграничных авторов, и теперь, вероятно, не откажется поглумиться.
По-моему, искусству живому, свободному нечего делать на этой выставке.
Очень непривычно читать такое о Прокудине-Горском, поскольку мы привыкли к восторженным отзывам. Но были у него и свои недоброжелатели, как у любого деятельного человека.
И в этом заключается уникальность "личных" писем как исторического источника: там можно найти информацию, которую не встретишь ни в одном официальном документе.
Прошло больше 100 лет и теперь уже довольно многие в России (да и за её пределами) знают, кто такой был этот "цинкограф Прокудин-Горский".
А вот кем был сам Петров?
Петров Николай Александрович, сын потомственного почетного гражданина, родился 6 сентября 1875 года в городе Елец Орловской губернии. Среднее образование будущий фотохудожник получил в Воронежском училище (1894 год), высшее - в Рижском политехническом институте - окончил сельскохозяйственное отделение по специальности агроном в 1900 году. Затем Николай совершенствовался в изучении наук в городе Карлсруэ (Германия), где занимался химией в лаборатории профессора Энглера, бактериологией - профессора В. Мигулна, фотографией - профессора Шмидта, переводы книг которого выходили и в России. Годы, проведенные в Риге и в Германии, способствовали становлению Петрова как ученого и фотохудожника. Привили ему интерес к западноевропейской культуре. В 1903 году он обосновался в Киеве, где вначале стал вольнослушателем Политехнического института. Тут Николай Александрович занимался физиологией растений на кафедре ботаники, возглавляемой Евгением Вотчалом. С 1 января 1905 года Петров стал сверхштатным лаборантом (без содержания), но с предоставлением ему всех прав и преимуществ государственной службы, за исключением права на пенсию. Формулярный список о службе (1919 год) информирует, что в 1908 году Петров сочетался вторым браком с Надеждой Козловой и что детей у него не было. Работа мужа без зарплаты, семья вынудили жену Николая, бывшую домашнюю учительницу, давать на дому платные обеды молодым ученым и педагогам. По вечерам квартира Петрова по улице Мариинско-Благовещенской, 74 становилась центром жарких дискуссий по вопросам естествознания. Кстати, указанная улица (ныне Саксаганского) в те годы была местом, где проживали в те годы лучшие представители киевской интеллигенции. Ныне напротив дома, где жил Петров, расположены музеи поэтессы Леси Украинки, композитора Николая Лысенко, драматурга Николая Старицкого, а также и других деятелей украинской культуры рубежа веков. В 1906-1930 годах Петров преподавал в ряде средних и высших учебных заведений. В 1916 году Петрова прикомандировали к Кабинету научно-судебной экспертизы при прокуроре Киевской судебной палаты, а с октября 1918 года он стал помощником руководителя указанного Кабинета. С 1923 года он работает заведующим секцией, а с 1925 по 1934 годы - начальником отдела фотографических исследований, созданного на базе упомянутого выше Кабинета Научно-исследовательского института судебных экспертиз. Последние годы жизни Николай Александрович тяжело болел, был прикован к постели. Умер он 9 апреля 1940 года в Киеве. В изданном в Нью-Йорке фундаментальном труде «Мировая история фотографии» (Наоми Розенблюм, 1984 год), автор утверждает, что в те времена на фотографическом небосклоне «не было более яркой фигуры, чем Николай Александрович Петров». Правда, такое признание произошло через 50 лет после смерти фотохудожника. Фотографией Николай увлекся в 12 лет, что было уникальным для 1880-х, когда мировая фотопромышленность только зарождалась, а фотолюбители лишь делали первые шаги. Уже в возрасте 21 года студент-второкурсник завоевал золотую медаль на фотовыставке в Риге (1896 год), что, несомненно, подтолкнуло его продолжить изучать светопись и совершенствовать свои умения.
Из того же источника