oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Н.А.Петров о Прокудине-Горском

В продолжение предыдущего поста Документ или образ? Полемика Прокудина-Горского с Петровым.

В окружении С.М. Прокудина-Горского был известный фотограф Н.А. Петров, с которым Сергей Михайлович вёл полемику на тему предназначения фотографии и того, что есть "художественная фотография".
Была у этой полемики и закулисная сторона.

Сегодня мне попалась статья "Фотограф Сергей Александрович Лобовиков в переписке": http://интеллектуал-ка.рф/articles/093326-fotograf-sergey-aleksandrovich-lobovikov-v-perepiske

Из письма Н.А. Петрова [Лобовникову] от 15 января 1912 года:
«Надеюсь, Вы получили предложение участвовать в Петербургской выставке. Как Вы будете на него реагировать?
Ведь вся организация выставки – пощечина художественной фотографии.
Точно умышленно (а я уверен, что умышленно) ни в ПРОГРАММЕ, ни в ПОЛОЖЕНИИ, ни в ПРАВИЛАХ нет намека на фотографию, как искусство.
Неужели Вы, талантливейший художник, горячий защитник фотографического искусства, примите участие в этом промышленно-бюрократическом предприятии?
Неужели о художественных достоинствах Ваших работ будут судить и рядить «фотограф Его Величества» Ягельский и цинкограф Прокудин-Горский(4), доверенный фирмы Кодак, и тому подобная компания. Я не хочу этому верить! Было бы слишком обидно. Вы только прочтите ПРОГРАММУ, ПОЛОЖЕНИЕ и ПРАВИЛА и Вы почувствуете дыхание мертвого бюрократизма. Да и что за смысл участвовать нам в выставке, в устройстве которой первую скрипку играет Прокудин-Горский.
В своем журнале он достаточно вылил грязи на художественную фотографию, правда заграничных авторов, и теперь, вероятно, не откажется поглумиться.
По-моему, искусству живому, свободному нечего делать на этой выставке.
...».

Очень непривычно читать такое о Прокудине-Горском, поскольку мы привыкли к восторженным отзывам. Но были у него и свои недоброжелатели, как у любого деятельного человека.
И в этом заключается уникальность "личных" писем как исторического источника: там можно найти информацию, которую не встретишь ни в одном официальном документе.

Прошло больше 100 лет и теперь уже довольно многие в России (да и за её пределами) знают, кто такой был этот "цинкограф Прокудин-Горский".
А вот кем был сам Петров?
Петров Николай Александрович, сын потомственного почетного гражданина, родился 6 сентября 1875 года в городе Елец Орловской губернии. Среднее образование будущий фотохудожник получил в Воронежском училище (1894 год), высшее - в Рижском политехническом институте - окончил сельскохозяйственное отделение по специальности агроном в 1900 году. Затем Николай совершенствовался в изучении наук в городе Карлсруэ (Германия), где занимался химией в лаборатории профессора Энглера, бактериологией - профессора В. Мигулна, фотографией - профессора Шмидта, переводы книг которого выходили и в России. Годы, проведенные в Риге и в Германии, способствовали становлению Петрова как ученого и фотохудожника. Привили ему интерес к западноевропейской культуре. В 1903 году он обосновался в Киеве, где вначале стал вольнослушателем Политехнического института. Тут Николай Александрович занимался физиологией растений на кафедре ботаники, возглавляемой Евгением Вотчалом. С 1 января 1905 года Петров стал сверхштатным лаборантом (без содержания), но с предоставлением ему всех прав и преимуществ государственной службы, за исключением права на пенсию. Формулярный список о службе (1919 год) информирует, что в 1908 году Петров сочетался вторым браком с Надеждой Козловой и что детей у него не было. Работа мужа без зарплаты, семья вынудили жену Николая, бывшую домашнюю учительницу, давать на дому платные обеды молодым ученым и педагогам. По вечерам квартира Петрова по улице Мариинско-Благовещенской, 74 становилась центром жарких дискуссий по вопросам естествознания. Кстати, указанная улица (ныне Саксаганского) в те годы была местом, где проживали в те годы лучшие представители киевской интеллигенции. Ныне напротив дома, где жил Петров, расположены музеи поэтессы Леси Украинки, композитора Николая Лысенко, драматурга Николая Старицкого, а также и других деятелей украинской культуры рубежа веков. В 1906-1930 годах Петров преподавал в ряде средних и высших учебных заведений. В 1916 году Петрова прикомандировали к Кабинету научно-судебной экспертизы при прокуроре Киевской судебной палаты, а с октября 1918 года он стал помощником руководителя указанного Кабинета. С 1923 года он работает заведующим секцией, а с 1925 по 1934 годы - начальником отдела фотографических исследований, созданного на базе упомянутого выше Кабинета Научно-исследовательского института судебных экспертиз. Последние годы жизни Николай Александрович тяжело болел, был прикован к постели. Умер он 9 апреля 1940 года в Киеве. В изданном в Нью-Йорке фундаментальном труде «Мировая история фотографии» (Наоми Розенблюм, 1984 год), автор утверждает, что в те времена на фотографическом небосклоне «не было более яркой фигуры, чем Николай Александрович Петров». Правда, такое признание произошло через 50 лет после смерти фотохудожника. Фотографией Николай увлекся в 12 лет, что было уникальным для 1880-х, когда мировая фотопромышленность только зарождалась, а фотолюбители лишь делали первые шаги. Уже в возрасте 21 года студент-второкурсник завоевал золотую медаль на фотовыставке в Риге (1896 год), что, несомненно, подтолкнуло его продолжить изучать светопись и совершенствовать свои умения.

Из того же источника




Tags: Библиография и другие источники, Источники до 1919 года, Окружение Прокудина-Горского
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments