oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

С. М. Прокудин-Горский. Впадение речки Межевая Утка в р. Чусовую. 1912 год и 104 года спустя

Неутомимый уральский краевед Антон Азовцев (to4et) продолжает новую серию фотосравнений с работами Прокудина-Горского по реке Чусовой.
Не перестаёшь удивляться как сильно за 100 лет изменился природный ландшафт там, где он вроде бы не должен меняться тысячелетиями...
Кстати, современный вид на заглавной анимации не настоящий, а настоящий можно увидеть под катом.

С. М. Прокудин-Горский. Впадение речки Межевая Утка в р. Чусовую. 1912 год и 104 года спустя:




Анимация в полном формате:




СТАТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ И КОММЕНТАРИЙ:

Впадение речки Межевая Утка в р. Чусовую.

Высокое разрешение


Полный формат:
Впадение речки Межевая Утка в р. Чусовую.

Высокое рарешение


КОММЕНТАРИЙ АВТОРА ФОТОСРАВНЕНИЯ:
Снимок сделан против течения Межевой Утки, с левого берега Чусовой. Справа угол искусственной насыпи Демидовской пристани, прямо, в сторону домов, на старом, и выросшей берёзы на новом снимке, насыпь отделяет пристань от Межевой Утки, а направо, за край снимка, уже от Чусовой. Там же справа за кадром остался шлюз, через который барки выводили из пристани в реку. Пристанью на Чусовой называли не просто причал, а целый комплекс сооружений, позволяющий построить барку, загрузить её и поднять уровень воды на столько, что-бы она смогла выйти в реку при любом уровне воды в ней.
Межевая Утка в устье стала уже почти на сто метров, выросшие кусты на правом берегу задерживают весь мусор плывущий с весенним паводком, из-за этого берег увеличивается с каждым годом. В 1892 году на притоках Межевой Утки было открыто россыпное месторождение платины, а в 1898 году — коренное месторождение. Прииски Межевой Утки дали главную массу платины, добытой на Урале в начале XX века; здесь были найдены самые крупные самородки весом до 8 кг. В 1930-е годы на Межевой Утке появилась драга, она работала по 1960-е годы. Следы её работы до сих пор видны со спутника от Висимо-Уткинска до Висима и выше. Так-же по реке сплавляли лес молевым способом, всё это способствовало замусориванию реки, часть которого откладывалась на этом повороте.
Берега сейчас так заросли деревьями, что сквозь них совсем не видно деревенских домиков. Слева, я спилил деревья в ФШ, заменив кусты на снимок сделанный за ними. Реальный снимок с кустами -
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1185575
На правом берегу Межевой Утки, на фото слева, первое русское поселение на территории нынешней Свердловской области, деревня Баронская. Со временем она разрослась перебравшись и на другой берег. Эту часть деревни на левом берегу, на фото справа, захватили Демидовы, и она стала называться Усть-Уткой, а по реке опять прошла межа, на этот раз между Демидовыми и Строгановыми.
В 1568 году, земли до реки Утки, были подарены Строгановым Иваном Грозным.
В 1574 году здесь была построена крепость для защиты строгановских земель, от местного населения. По реке прошла межа между владениями Строгановых и Сибирским ханством, поэтому река Утка стала Межевой Уткой.
В 1581 году в этой крепости останавливалась дружина Ермака, сначала они пыталась перевалить в Сибирь по Межевой Утке, но это не удалось и казаки спустились до реки Серебрянки.
В 1703 году с Уткинской, тогда ещё казённой пристани, отправился первый железный караван.
В 1709 году, во время Алдаро-Косюмовского башкирского бунта,(башкир обложили непосильными налогами и заставляли сменить веру) Усть-Утка подверглась нападению башкир, селение было сожжено, хлебные запасы увезены, скот угнан. Строгановские крестьяне были разорены.
В 1722 году строгановская деревня - крепость, стала называться Баронской деревней, так как купцам Строгановым был жалован баронский титул, это название сохранилось до сих пор.
В 1725 году часть деревни на левом берегу Межевой Утки, от Строгановых перешла во владение Акинфия Демидова.
В 1759 году Демидовы построили в Усть-Утке пристань. Усть-Уткинская пристань была самой крупной на реке Чусовой и самой технически оснащенной. Порождённая Нижнетагильским и Выйским заводами, в свою очередь она дала возможность появиться на свет Лайскому, Верхнесалдинскому, Нижнесалдинскому, Николо-Павловскому, Черноисточинскому, Висимо-Уткинскому и Висимо-Шайтанскому заводам. Для тагильской «империи» Демидовых Усть-Утка стала «окном в Европу». Не случайно её называли главными воротами Нижнего Тагила. С пристани ежегодно отправлялось до 90 судов, с сотней тонн груза в каждом. На старом фото видны тросы удерживающие деревянные плоты, думаю таким способом вылавливали брёвна сплавляемые по Межевой Утке, для постройки новых барок.
В 1857 году на Усть-Уткинской пристани тагильским мастеровым Максимом Утемовым было начато строительство первого на Чусовой парохода «Опыт». Его строительство продолжалось три года. В 1860 году пароход был готов. Он был приспособлен для быстрого течения и малых глубин, плавал от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно, мог вести за собой несколько барж. Здесь нужно пояснить, что примерно до середины ХIХ века в России был, так называемый переходный период в судоходстве и суда по рекам двигались несколько иначе, чем сейчас. На палубе первых речных пароходов была установлена паровая лебедка, называлась она - кабестан, а использовалась, та лебедка, для наматывания канатов завозных якорей (якоря, на маленьких лодках, завозились вверх по течению, там опускались на дно и пароход, как бы подтягивался против течения). При помощи таких якорей, судно, вместе с буксируемыми гружеными баржами, поднималось вверх по реке. Такой тип судов назывался так же - кабестаном. Против течения кабестан, с караваном барж, мог преодолеть за сутки в среднем 30 километровый отрезок пути. Гребные же колеса вращались лишь тогда, когда судно шло вниз по течению или маневрировало.
В 1899 году, в Баронской, построена часовня Николая Чудотворца, на месте более старой. Если очень хорошо постараться, её белую колокольню можно разглядеть за домами на старом фото. В советское время в здании часовни размещалась больница, а сейчас турбаза" Баронская" История здания -
http://ekaterinburg.bezformata.ru/listnews/zdaniya-baza-baronskaya-prirodnij/44297939/
В 1918 году прошёл последний сплав железных караванов, потому что в 1878 году уже появилась железная дорога.
В 2006 году, в рамках проекта «Демидовская пристань» возле выходного шлюза Демидовской пристани в Усть Утке открылся мемориальный комплекс, символизирующий доблесть и мощь Урала-
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/226639/view/1184788
Памятник находится буквально за правым краем снимка, его видно на фото с этого места без зума -
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1185574
Пока я ползал по зарослям в поисках следов Прокудина-Горского, на противоположном берегу, от деревни до этого памятника постоянно катались местные пацаны на мотоциклах, там самый скоростной участок на всю деревню, 300 метров идеального асфальта как на взлётной полосе, есть где проверить всю дурь движка. А меньше чем через час, после этого снимка, пока переправился да сдул лодку, один из них уже лежал под памятником, и о гранит в истерике головой билась его мать. Памятник в крови, колесо к движку, следов торможения не разглядел, фотографировать не стал. Инет -
http://www.v-tagile.ru/novosti-nizhnego-tagila/proishestviya/v-prigorode-nizhnego-tagila-v-dtp-pogib-16-letnij-podrostok
В 2010 году до Усть-Утки дотянули асфальт и построили мост через Межевую Утку, на котором асфальт и заканчивается, дальше идёт каменистая грунтовка. До появления моста, здесь была канатная дорога, грузы и даже людей переправляли на Баронский берег по воздуху!



Tags: Ландшафт, Реки, Урал, Фотосравнения, Чусовая
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments