oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Цветная история до Прокудина-Горского

Как известно, С.М. Прокудин-Горский совершил чудо и сделал наше прошлое столетней давности цветным. Теперь мы может визуально представить начало 20 века с невероятной ясностью, что было совершенно невозможно сделать по черно-белым фотографиям, создающий огромный барьер восприятия.
Но было бы всё же не совсем верно утверждать, что "цветная история" началась только с Прокудина-Горского. Если очень захотеть, то можно увидеть в цвете и 19 век, и даже "осьмнадцатый", благодаря художникам-реалистам, которым нередко удавалось запечатлеть пейзаж прямо-то с фотографической точностью. Образно говоря, они со своей кистью были "живым цветным фотоаппаратом", при этом могли пользоваться специальным оптическим устройством — камерой-обскурой, которая проецировала вид города на листок бумаги и оставалось лишь зафиксировать полученное изображение карандашом. Поэтому и выражение "снимать виды" появилось задолго до изобретение фотографии.
На днях случилось очень приятное событие — на всем известный сайт Паствю разрешили загружать не только фотографии, но и картины. Это было хоть и запоздалое, но абсолютно верное решение: для настоящих краеведов не существует деления истории на "фотографическую" и "дофотографическую", они рады любым визуальным источникам, позволяющим заглянуть как можно дальше в глубь веков.
Мне выпала честь загрузить на указанном сайте первую картину для Москвы (сейчас их там уже почти 200):

2016.04.18.jpg

Как установили исследователи,  "Московский дворик" обладает поистине фотографической точностью — каждый сарай показан в строгом соответствии с подробными городскими планами того времени. Я просто обожаю эту картину и не раз восклицал, глядя на неё, "настоящий Прокудин-Горский!"))
Особый интерес к старым видовым картинам и рисункам у меня возник в связи с нашим проектом "Коридоры времени", в котором мы стараемся проследить судьбу запечатлённых Прокудиным-Горским объектов и мест на протяжении как можно более долгого времени. Если с фотосравнениями 100 лет спустя проблем обычно нет, то вот посмотреть как было за 100 лет до прокудинских съёмок — это надо очень постараться, чтобы найти достоверное изображение. Между тем, чтобы прочувствовать, например, всю драматургию судьбы древней ладожской крепости, надо обязательно сравнить её виды за последние два столетия.
Поэтому очень надеюсь, что новый раздел сайта Паствю станет для нас поставщиком интересного сравнительно-исторического материала.
Tags: Живопись, Разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments