oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Как Прокудин-Горский пытался фотоконкурс провести

Очередная колонка редактора из журнала "Фотограф-любитель", № 4 за 1907 год.
На примере итогов одного конкурса затронута вечная тема подлинности снимков. Не многие решились показать свои работы без ретуши.

Фотограф-Любитель N4_1907_1.jpg


Фотограф-Любитель N4_1907_2.jpg

Фотограф-Любитель N4_1907_3.jpg

Большое спасибо нашему читателю cuckoo_poet за набор текста:

"В прошлом номере журнала был помещён отчёт о конкурсе, объявленном редакцией в июле прошлого года.
Из отчёта видно, что на конкурс было доставлено всего 94 работы.
Правда, срок, данный для исполнения работ, был не велик, и время для объявления конкурса было выбрано, быть может, не очень удачное, ибо дело шло к осени, но всё-таки работ доставлено, против ожидания, немного.
Надо принять во внимание ещё и то, что редакцией было устранено одно из обстоятельств, тормозящих участие во множестве выставок, а именно был заблаговременно объявлен состав жюри. Это должно было бы, мне кажется, делать каждое учреждение, устраивающее выставку. Не зная, с кем я буду иметь дело, очень неинтересно давать свои работы, и часто бывает, что компетенция судей по данной специальности настолько мала, что они не могут оправдать своё почётное звание.
Можно на это и возражать. Если заранее объявлять состав жюри, то из боязни подвергнуться очень строгой критике множество лиц откажется от участия в выставке.
Соглашаюсь, и даже склонен думать, что сравнительно малое количество присланных мне работ находится отчасти в связи с этим обстоятельством, хотя нахожу, что такой мотив не достаточно серьёзен, ибо в наших фотографических конкурсах принимают участие, главнейшим образом, так наз.: любители фотографии, т. е. лица, не заинтересованные извлечением каких-либо коммерческих выгод из своих работ, а таким лицам бояться подрыва этих выгод от не получения награды не приходится. Интересы любителей фотографии далеко расходятся в данном случае с интересами профессиональных фотографов. Конкурент получил награду, а я нет — весьма важно для профессионального фотографа, ибо до известной степени вредно моет отозваться на предприятии, и потому, увидя заранее список строгих судей, он предпочтёт совершенно отказаться от участия в конкурсе, не будучи уверен в своих силах.
Любителю же фотографии, мне думается, как раз обратно — приятно слышать отзыв от строгих судей, которые при том вполне беспристрастны и дают заключение о работе, не имея понятия, кому она принадлежит.
Получив одобрение, он знает, что стоит на правильном пути, и уверенность эта основана на прочной почве суждения строгих судей.
Любитель фотографии всегда сомневается, профессиональный фотограф, за малыми исключениями (известные крупные силы), самоуверен и в советах не нуждается.
Любитель фотографии действительно не знает, вполне ли он правильно работает, и мнение компетентного жюри для него должно быть очень важно, профессиональный фотограф в огромном большинстве случаев отлично знает свои недостатки и скорее старается стушевать их, чем выставлять их для обсуждения.
Всё сказанное я не отношу только к России, но говорю вообще, и к загранице это приложимо не в меньшей степени.
Возвращаясь к доставленным в редакцию экспонатам для конкурса, я усматриваю другую причину сравнительно малого их количества.
Дело в том, что в условиях конкурса была, между прочим, обязательная доставка негативов вместе с копиями. Тотчас по выходе в свет номера журнала с объявлением о конкурсе я начал получать письма, выражающие неудовольствие на то, что я потребовал доставления негативов. Писем таких было довольно много. Почти все письма проводили ту мысль, что негатив — вещь весьма ценная для работающего, и рисковать посылкой негативов по почте очень опасно и т.д. Позволяю себе отнестись к этому обстоятельству несколько с другой точки зрения.
Действительно, посылка негативов на конкурс — вещь опасная, и не только по почте, но всеми другими, даже наивернейшими способами, по той причине, что негатив без какой-либо ретуши (что требовалось условиями конкурса) является настоящим документом для суждения об умении работать, чего далеко нельзя сказать о копиях.
Всякому сколько-нибудь опытному фотографу отлично известно, что с очень плохого негатива при существующих разнообразных бумагах, умелой ретуши негатива и пр., можно получить весьма и весьма хорошую копию, а если негатив с небольшими недостатками, то копия может быть отличная и, смотришь, за эту копию и будет присуждена награда. Другое дело, если жюри имеет в руках негатив, с которого эта копия сделана, тогда никакой награды выдано наверное не будет.
Вот где лежит опасность посылки негатива.
Уж если негатив так драгоценен, то с него возможно сделать контактом диапозитив и повторить для себя негатив, но думаю, что такая ценность негатива бывает в исключительных случаях.
Мне думалось при устройстве конкурса, что судить об умении работать надо со всех сторон, иначе суждение это будет односторонним. Нельзя, например, давать премию за прекрасный хвост у выставленной лошади, когда ноги никуда не годятся.
Вот причина, почему я ставил условием участия в конкурсе доставку негативов.
Негативы пришли по почте в полной сохранности, за исключением негативов одного лица, упаковавшего их просто между картоном, хотя многие шли из очень отдалённых мест. Таким образом, впредь это обстоятельство, т.е. опасность пересылки, можно вполне игнорировать, как показал опыт.
Из осмотра всех работ жюри получился один очень интересный и совершенно неожиданный вывод. Оказалось, что в огромном большинстве случаев негативы гораздо лучше своих копий, и при выдаче, напр., похвальных отзывов в некоторых случаях это принималось во внимание. Были случаи, что в негативе есть множество тех подробностей, которые совершенно отсутствуют в копии с него. Неумелый выбор бумаги для данного негатива — вещь самая обычная и часто встречалась в экспонатах. Многие негативы были настолько хороши, что могли бы сделать честь очень опытному и далеко не заурядному фотографу.
Итак, опасности в присылке негативов ни с каких точек зрения не имеется, и я буду надеяться, что на следующий конкурс, открываемый с будущего месяца, откликнется гораздо большее число лиц, тем более что срок для работы будет назначен довольно большой, да и программа шире.
Искренно благодарю всех, приславших свои работы для бывшего первого конкурса, а равным образом Гг. членов жюри, потративших труд и время на осмотр этих работ.
С. Прокудин-Горский."


Tags: Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments