oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский об астрофотографии, итогах 1906 г. и своём журнале

Прокудин-Горский очень любил собачек и нередко снимал их на свои драгоценные пластины. Обязательно сделаю тематическую подборку.
Про собачек я вспомнил потому, что снимки с этими четвероногими украшают обращение к читателям в январском номере журнала "Фотограф-любитель" за 1907 год. Само обращение Прокудин-Горский написал ещё в декабре, поскольку сам новый год и начало января встретил высоко в горах Тянь-Шаня. Это была одна из главных научных миссий мастера, которая, увы, закончилась неудачей из-за каприза природы.

Фотограф-Любитель N1_1907_2-1.jpg

2.
Фотограф-Любитель N1_1907_3.jpg

3.
Фотограф-Любитель N1_1907_4.jpg

4.
Фотограф-Любитель N1_1907_5.jpg

Большое спасибо нашему читателю cuckoo_poet за набор текста:

"Первый день нового года знаменуется интереснейшим явлением природы.
В России будет видно полное солнечное затмение. В Ташкент направляются специальные экспедиции для наблюдения затмения.
Сравнительно малое число лиц, занимающихся фотографированием, направляет объективы аппаратов на небо. Обитатели земли, мы редко поднимаем глаза выше обычных построек, и даже горы представляют исключение, что же касается неба, то оно предоставлено в фотографическом отношении редким специалистам, совмещающим при знании астрономии и знание фотографии.
Я даже позволяю себе усомниться в том, чтобы «глубокий специалист» в астрономии мог быть таковым же и в фотографии. Оба эти предмета настолько требуют времени и труда для серьёзного их познания, что навряд ли это совместимо полностью в одном человеке. Мне думается, что если бы мы, фотографирующие, немного более занялись небом, то астрономия сильно бы от того выиграла.
Никто, я полагаю, не будет оспаривать, что фотография оказала огромные услуги астрономии. Помимо фактических научных данных это видно из того, что сами астрономы, отвлечённейшие из отвлечённых людей, схватились за фотографию, как за якорь спасения, ибо какие бы ни строились астрономические инструменты — глаз-то, наблюдающий в них, остаётся тот же, т.е. со всеми присущими ему недостатками, между тем фотографическая чувствительная пластинка во многих случаях видит много вернее и лучше глаза.
Интересно ли занятие астрофотографией?
С моей точки зрения очень, само по себе и, кроме того, оно даст без особого труда хотя бы те элементарные познания в астрономии, которых 99% так называемых образованных людей совершенно не имеют. С очень недавнего времени кое-где в учебных заведениях стали преподавать некоторые сведения из астрономии и то это — редкость.
Я далёк от мысли взывать ко всем, занимающимся фотографией, с предложением посвятить себя астрофотографии, ибо это и ненужная, и вредная крайность, но есть, в чём я совершенно твёрдо уверен, много лиц, которые с удовольствием бы занялись астрофотографией, хотя бы в пределах, доступных нам, обыкновенным смертным. Насколько я знаю, и обыкновенные смертные оказывали услуги астрономии, не обладая даже очень дорогими специальными приборами.
Можно возразить, что занятие астрофотографией сопряжено с большими затратами, но это относительно.
У другого истинного любителя фотографии, как посмотришь на инвентарь, так диву даёшься, какую массу денег он на него затратил, а работа вся идёт в одном направлении: пейзажи, портреты-портреты, пейзажи, и так до бесконечности.
Право, не так много надо затратить для первоначального обзаведения, особенно при имеющихся уже приборах для фотографирования.
Теперь последний вопрос: откуда почерпнуть сведения при желании работать?
Это весьма важное затруднение. Несколько лет тому назад, когда в ноябре месяце ожидалось массовое падение звёзд, для того, чтобы дать понятие, как об ожидаемом интересном явлении, так и для ознакомления с специальными приёмами фотографирования, проф. С. П. Глазенап прочёл краткую лекцию на бывших тогда ещё моих «Курсах Практической Фотографии». Довольно большое число посетителей показало, что фотографирующая публика относится с живым интересом и к астрофотографической работе, а такая работа в некоторых случаях может сыграть очень важную роль, ибо при иных явлениях для возможной точности научных выводов необходимо иметь наибольшее количество фотографических снимков явления из различных местностей.
Всё ранее сказанное и в особенности последнее обстоятельство дают мне право думать, что я не сделаю ошибки, поместив в течение текущего года специальную статью по астрономической фотографии с большим количеством рисунков, изображающих как приборы, так равно и полученные результаты.
Помещаемая статья представляет особый интерес ещё и в том отношении, что, хотя в основе статьи лежит сочинение известного французского астронома-популяризатора F. Quenisset „Manuel pratique de Photographie astronomique", и в рукописи, мною полученной, значится «Перевёл и дополнил А. Баранов», но я по справедливости не могу не сказать, что А. И. Баранов может быть назван скорее автором-переводчиком, ибо, будучи сам любителем астрономии и знающим фотографом, он так много вложил в рукопись данных, ценных для всякого начинающего заниматься астрономической фотографией, что переводом в полном смысле слова эта рукопись названа быть не может. В конце статьи А. И. Баранов приводит несколько таблиц, из которых одна даёт указания, как о тех объективах, которые пригодны для астрономических работ, так равно и о их стоимости.
Очень важно ещё то обстоятельство, что автор-переводчик живёт в России, и, я уверен, не откажет дать указание в том или ином затруднении лицам, заинтересовавшимся статьёй, а это обстоятельство не маловажное, принимая во внимание крайне малое число специалистов-практиков в этой области знания.
Рукопись начинается с исторического обзора развития астрономической фотографии, который для нас, фотографов, составляет известного рода гордость, а потому я решил дать этот обзор полностью, тем более что такого полного обзора в русской литературе по настоящее время не существует; кроме того, он интересен вообще.
Я увлёкся астрономической фотографией и ещё ни слова не сказал о прошедшем голе, который, хотя и не выделился ничем особенно замечательным, но и не прошёл бесследно для фотографического искусства.
На первом плане следует, конечно, поставить «Всеобщую Фотографическую Выставку» в Берлине и «Конгресс прикладной химии» в Риме. Как то, так и другое повторяется не каждый год и оба выпали на долю прошедшего года. Затем состоялся «Международный Конгресс документальной фотографии в Марсели, результаты которого пока ещё не опубликованы.
В промышленном мире появилось множество новых мелких приборов и препаратов. Фотографические бумаги в прошедшем году стали появляться с какой-то лихорадочной поспешностью и самых разнообразных наименований. Из них особого внимания заслуживают матовые, альбуминные бумаги фирмы «Трапп и Мюнх», и заслуживают по справедливости, ибо резко выделяются по результатам от множества других бумаг.
Очень большие успехи в прошедшем году сделал гумиарабиковый процесс и, так сказать, получил право гражданства.
У нас в России тоже есть новинка. В Петербурге П. Жуковым открыты «Общедоступные практические уроки фотографии». Г. Жуков, владелец фотографии (бывшей Шапиро) совершенно правильно дал название «практические уроки», ибо теоретическая сторона играет роль при преподавании лишь в той степени, в которой она необходима для достижения практических результатов.
Г. Жуков, как профессиональный фотограф, конечно, главное внимание обратил на портретную фотографию и, правду сказать, насколько я мог заметить, присутствуя на одном из уроков, относится вполне добросовестно к делу обучения и увлекается сам работой, а это уже до некоторой степени составляет залог успеха.
Без увлечения успеха не бывает — это истина неоспоримая, а кто увлекается, тот может и ошибаться.
Я был на одном только уроке, ибо нет времени, и я мало знаю г. Жукова, но думаю, что если бы г. Жуков и ошибался в чём-нибудь в деле преподавания, то это обстоятельство никоим образом не может быть поставлено ему в вину и дело заметивших что либо — откровенно высказать своё мнение г. Жукову, не делая саркастических улыбок за углом — и без того трудно, а с улыбками работать ещё труднее.
Если г. Жуков своим практическим преподаванием портретной фотографии гг. любителям достигнет если не идеальных, то порядочных результатов — и то надо ему сказать спасибо. Сколько человеческих лиц будет носить образ человеческий, а быть может и действительное сходство!
Не вредно бы некоторым гг. провинциальным фотографам позаняться с г. Жуковым. Многие из них работают хуже самого заурядного любителя.
Больше, как кажется, у нас ничего достопримечательного не случилось.
Да, забыл ещё сказать, что в Риге народился новый журнал «Фотографическое Искусство», да я перенял журнал от А. М. Лаврова, хотя оба эти обстоятельства не могут быть отнесены к числу замечательных.

Кстати, меня порядком «разнёс» один подписчик за повышение платы, но только один.
Мне совершенно не обидно, что подписчик сердится на меня за повышение платы. Вылилась досада и делу конец, но обидно то, что г. подписчик в письме своём говорить следующее: «я, например, считаю не только семирублёвую, но даже и пятирублёвую плату для Вашего издания довольно-таки высокой».
Очевидно г. подписчик очень мало осведомлён о стоимости работы, при условии, что журнал не пользуется даровыми трудами, а платит за каждую напечатанную строку — это раз, кроме того, ни типографские работы, ни бумага, ни клише, как известно, даром с неба не валятся. Сердиться можно, но справедливым быть должно, а это и упустил из виду г. подписчик.
Хуже издавать журнал я не могу и не буду, думаю, это и не задача, а если повышена плата, то это вызвано необходимостью, и Редакция очень хорошо понимала и учла при этом факт возможного понижения подписки.
С другой стороны я получаю от лиц, хорошо знакомых с фотографией и понимающих издательское дело, такие отзывы, как письменно, так и словесно, которые дают мне силы продолжать предпринятое дело, требующее неустанного ежедневного труда, и надеюсь, что полученное письмо с вышеприведёнными строчками сам автор, поразмыслив хорошенько, должен признать несправедливым.
Удивительно странно, что многие из французских и немецких журналов с гораздо меньшим количеством материла, чем помещаемый мною, идут очень хорошо при высоких ценах и никому и в голову не пришло возразить против высоких цен, а между тем ни ту, ни другую нацию нельзя обвинить в расточительности.
Цена в 15 марок для хорошего технического журнала — вещь самая обыкновенная.
Суть кроется в том, что иностранцы очень хорошо поняли значение литературы, как важного руководителя при практических работах с одной стороны, с другой понимают, что значить труд и ценят его. Ни на книгу, ни на журнал денег не жалеют. Мало-мальски порядочный столяр в Германии непременно получает журнал по своей специальности, часто довольно дорогой журнал, и не только получает, но и читает его, извлекая всё для себя полезное. У мастеров фотографических камер Германии я собственными глазами видел на столе по несколько дорогих фотографических журналов.
Книгу любят и ценят.
У нас смотрят на это дело несколько иначе.
Беря данный частный случай, я не могу поверить, что человек, занимающийся фотографией, чувствует непосильную тяжесть в уплате семи рублей в год, да ещё имея возможность платить эти деньги в три срока. Если фотографирующий посмотрит, какое количество материала он портит только от небрежности и малого знакомства с литературой, то количество выброшенных денег во много раз превзойдёт стоимость нескольких самых дорогих журналов. Чувствовать особенную тяжесть в плате семи рублей в год возможно только в том случае, если журнал получающему совершенно не нужен, он его не читает, а только получает. Бросать деньги на ненужные вещи, конечно, не следует, и платить их в таком случае действительно обидно.
С. Прокудин-Горский."



Tags: Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment