oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский о Берлинской фотовыставке 1906 года

"Фотограф-любитель" №9, 1906 г.

В колонке редактора критические заметки Прокудина-Горского о Берлинской выставке фотографии 1906 года.
А в конце весьма загадочный снимок.

Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Завершающий колонку редактора снимок неизвестного авторства подозрительно напоминает фотографию, которую Прокудин-Горский официально сделает только через 3 года, в 1909-м.
Там даже облака похожи.

Наш читатель Дмитрий dim0n в очередной раз любезно набрал текст:

"В Берлине в настоящее время открыта «Всеобщая Фотографическая выставка». Помещается выставка в здании Прусского Ландтага и занимает все три этажа здания. Экспонаты распределены по группам в следующем порядке:
Группа I – Научная фотография.
>> II – Цветная фотография (включая и печатные работы).
>> III – Художественная фотография (портреты, ландшафты, жанр).
>> IV – Фотографии из путешествий, виды и моментальные снимки.
>> V – Приложение фотографии к архитектуре, технике и военному искусству.
>> VI – Репродукционная фотография.
>> VII – Фотографические аппараты, пластинки, бумаги, химические продукты и проч.
>> VIII – Фотографическая литература.
>> IX – Работы фотографических учебных заведений.
>> X – Разнообразные работы, не входящие в перечисленные группы.
Подобного характера выставка была в последний раз в Берлине в здании Рейхстага в 1896 году, т.е. ровно десять лет тому назад. Выставка эта, открытая «Обществом для развития фотографии», основанным в 1864 году по инициативе покойного проф. H.W. Vogel’я, имела в виду не только представить возможно полную картину успехов фотографической техники и художественного развития фотографии, но и показать, каким важным и необходимым средством является фотография во всех отраслях знания и техники.
Всех экспонатов на выставке 1564. Экспонируют следующие страны: Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Англия, Швейцария, Франция и Россия.
При огромном числе экспонатов и довольно растянутом их распределении в трёх этажах здания, самый поверхностный осмотр выставки требует не менее четырёх часов времени.
Выставка находится под покровительством Кронпринцессы Цецилии, принимающей участие в выставке своими экспонатами, в числе многих других высокопоставленных лиц. Для этих экспонатов отведено особое помещение.
Число экспонатов, составляющих каждую группу, следующее: на первую группу приходится – 188 эксп., на вторую – 26, на третью – 1064, на четвёртую – 115, на пятую – 58, на шестую – 34, на седьмую – 62, на восьмую – 6, на девятую – 8 и на десятую – 3.
Следующие фотографические общества принимают участие в выставке коллективными витринами:
1) Базель, Общество фотографов-любителей.
2) Берлин, Общество для любителей фотографии.
3) Берлин, Немецкое Общество друзей фотографии.
4) Берлин, Свободное Фотографическое Общество.
5) Берлин, Общество фотографов-любителей.
6) Брюссель, Бельгийское фотографическое общество.
7) Будапешт, Фото-Клуб Общества венгерских фотогр.-любителей
8) Будапешт, Общество венгерских любителей.
9) Грефельд, Фото-Клуб.
10) Дрезден, Общество для развития любительской фотографии.
11) Дюссельдорф, Общество друзей любительской фотографии.
12) Дуисбург, Общество любителей фотографии.
13) Фленсбург, Общество художественной и любительской фотографии.
14) Франкфурт на/М., Фотографический Клуб.
15) Грац, Клуб фотографов-любителей.
16) Гамбург, Общество развития любительской фотографии.
17) Гамбург, Свободное Общество фотографов-любителей.
18) Йена, Общество друзей фотографии.
19) Каттовиц, Фотографическое общество.
20) Лондон, Королевское Фотографическое Общество.
21) Москва, Художественное Фотографическое Общество.
22) Мюнхен, Клуб фотографов-любителей.
23) Париж, Фото-Клуб.
24) Прага, Клуб немецких фотографов-любителей.
25) Швейцарский Союз фотографов-любителей.
26) Штеглиц, Общество друзей фотографии.
27) Страсбург (в Эльз.), Фотографический Клуб.
28) Вена, Клуб фотографов-любителей.
29) Вена, Камера-Клуб.
30) Фена, Фото-Клуб.
Вот огромное количество различных Обществ, участвующих в выставке. К крайнему прискорбию, из русских Обществ только одна Москва доставила свои работы, между тем, после обстоятельного обзора выставки, я с полной уверенностью могу сказать, что нашлось бы кроме маленького Московского Общества несколько других в России, которые смело могли бы стать наряду с иностранцами, а во многих работах и выше их.
В настоящее время события в России могут служить оправданием небрежного отношения к выставке, а с другой стороны это, хотя и печальное, но обычное явление, и искать причину его, думаю, надо в нас самих. На выставке участвует много иностранных профессиональных фотографов и ни одного русского.
Подумаешь, в России нет ни одного фотографа, достойного принять участие на выставке.
Особых приглашений Комитет выставки, правда, не посылал, но уже несколько месяцев во всех журналах публикуется об устройстве выставки и незнанием отговариваться трудно перед иностранцами, которые удивляются такой неотзывчивости.
Другое дело перед своими собратьями.
(Год спустя). «Слышали, в Берлине то была всеобщая фотографическая выставка?»
«Нет, положительно ничего не слыхал, да и нигде не читал».
Спрашивается, читал ли он вообще что-нибудь?
Не знаю, как жюри выставки отнесётся к работам Московского художественного фотографического Общества, но, по моему мнению, должно отнестись хорошо. Заурядно скучного там почти нет ничего. Скучнейшие и антихудожественные аристотипные бумаги почти отсутствуют в работах Московского Общества, чего нельзя сказать про многие иностранные.
Трудно представить человеку, не испытавшему этого, как обидно бывать на подобных выставках и видеть, что мы всегда стоим на самом заднем плане и не всегда по справедливости. В художественном отделе выставки, который даёт наибольшее число экспонатов, добрая половина их без всякого ущерба могла бы быть по справедливости удалена.
Научный отдел, равным образом, блещет отсутствием русских имён, хотя не думаю, что для этого отдела ничего бы не нашлось в России.
Потсдамская обсерватория выставила десять различных фотографий, из которых есть несколько очень интересных по спектральным исследованиям. Насколько мне известно, наша Пулковская обсерватория довольно прилично обставлена в астро-фотографическом отношении и, вероятно, делаются же какие-либо работы, однако на выставке нет ничего.
Про ботанику и зоологию я ничего не говорю, тут у нас, кажется, ничего не сделано.
Всех отделов, где нас нет, перечислять не стоит, не стоит и объяснять, почему нет, а что могли бы быть во многих из них и не на самом последнем месте – это верно.
Выставки, подобные Берлинской, устраиваются очень не часто, да это и немыслимо, но они очень удобны в том отношении, что дают возможность участия всякой отрасли фотографии и фототехники, как бы специальна она ни была, и этим-то надо было пользоваться.
Должен отдать справедливость немцам, что они с полным вниманием отнеслись как к устройству выставки, так равно и к размещению работ иностранных собратьев. Огромные размеры помещения, в котором находится выставка, правда, заставляют ходить очень много, но, с другой стороны, отсутствие скученности разнохарактерных работ позволяет с бóльшим вниманием отнестись к каждой из них.
Почти каждый отдел даёт что-либо интересное и при дальнейшем описании я, хотя в кратких словах, упомяну о работах всех отделов. Самый большой отдел, как и следовало ожидать, занимает художественная фотография. Далеко не всё в этом художественном отделе – художественно, но есть работы, достойные внимания. Общий взгляд на художественный отдел показывает, что вкус за последнее десятилетие не на стороне глянцевых бумаг. Преобладают: пигментный процесс, солёные бумаги, платина и гуммиарабиковый процесс.
Последним очень многие достигают превосходной передачи впечатления и художественности особенно при больших размерах копий.
Действительно художественными работами я бы поставил на первом месте французские, затем английские и бельгийские.
Интересно то обстоятельство, что при такой огромной выставке в художественном отделе почти отсутствуют размытые грязные пятна, долженствующие изображать «настроение». Видимо на выставку или не принимались такие работы, или авторы отсутствуют по собственной инициативе, зная, что всё равно успеха иметь не будут – это не журналы, куда можно всё помещать.
Есть вещи несколько «voilées», но только при больших размерах и особенно при гуммиарабиковом способе, что свойственно и самому этому способу, в средних же размерах, а тем более в малых «размытость» всюду отсутствует и при работах, сделанных со вкусом и пониманием, мягкость изображения достигалась не нерезкостью негатива, а свойствами умело выбранного объектива и подбором бумаги для копирования.
Что касается бумаг для копирования, то выставка даёт полное представление об невероятном их числе, самых разнообразных качеств.
На меня это чрезвычайное разнообразие производит, странно сказать, довольно грустное впечатление, и вот почему.
Если бы это разнообразие основывалось на каких-либо коренных различиях в фабрикации того или иного сорта бумаги, то показывало бы, что научная техника этого производства развивается, и хотя сорта эти могут конкурировать, но конкуренция-то эта только в пользу дела.
Далеко не то в действительности. Количество бумаг растёт невероятно, а различие в их качестве не пропорционально этому росту. В сущности всё то же самое с маленькими вариантами. Три четверти сортов бумаг могут свободно не существовать, ибо это те же самые бумаги, что уже имеются на рынке. Конкуренция вредная, и провал многих неизбежен.
Новые свойства тел и применение этих свойств открываются не каждый день и вот, схватившись за открытое, люди начинают эксплуатацию его в таком размере, который их же потом и похоронит.
Подобное явление мы видим с проявляющими веществами, то же самое идёт и с бумагами, но с той только разницей, что фабрикация различных восстановителей серебра всегда пристраивается к какой-либо иной промышленности, а бумага дело специальное, узкое, и потому гибель его легче.
В следующем номере я займусь подробным описанием отделов Выставки.
С. Прокудин-Горский
Париж, 1906."



Tags: Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Новый сюрприз от Прокудина-Горского!

    Как уже бывало не раз, Прокудин-Горский преподнёс нам новый сюрприз! В 2013 г. нами была обнаружена одна из частей мемуаров мастера - очерк "Моя…

  • Прокудин-Горский и карантин

    Большинство современников впервые столкнулись с масштабными карантинными мерами, а для дореволюционной России это было более частым явлением, как и…

  • Реклама пластинок Прокудина-Горского, 1917 г.

    К сожалению, нам пока так и не удалось выяснить точную дату выступления Прокудина-Горского с речью на торжественном юбилее, посвященном десятилетию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments