oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Фотография - свободное искусство или ремесло?

В области фотографии Прокудин-Горский был не только технарём-изобретателем и новатором-практиком, но и в какой-то степени теоретиком.  На страницах собственного журнала он получил прекрасную трибуну для изложения своих художественных вглядов и воззрений на предназначение светописи.

"Фотограф-любитель" №8, 1906 г.

Колонка редактора
Изображение

Изображение
Изображение

Наш читатель Дмитрий dim0n в очередной раз любезно набрал текст:

"Австрийский Рейхсрат, в заседании, бывшем 18 июня 1906 года, отклонил причисление фотографии к ряду ручных ремёсел и признал фотографию свободной отраслью искусства.
Для того, чтобы вполне оценить значение этого факта, надо знать, что в Австрии ремёсла подчинены некоторым узаконениям, в силу которых каждый ремесленник должен пробыть предварительно три года учеником.
Причиной к разработке вышеупомянутого вопроса Рейхсратом послужило то обстоятельство, что целая группа фотографов обратилась для выяснения того, считать ли фотографию свободным искусством, как напр. живопись, или она есть обыкновенное ремесло.
Решение Рейхсрата, конечно, весьма важно во многих отношениях, но особенно ценно то, что оно поднимает достоинство фотографов.
В большинстве случаев мне очень мало приходится иметь дело с профессиональными фотографами, которых, главным образом, затрагивает решение австрийского Рейхсрата и потому не берусь судить насколько воспрянут они все духом от сознания, что причислены к свободным художникам, но думаю, что будут такие, которых это сознание заставит с большим интересом и вниманием относиться к своему искусству.
В чём же именно заключается это внимательное отношение в фотографической работе?
У нас в России для открытия фотографии не требуется никаких специальных познаний при получении разрешения; всякий работает так, как ему заблагорассудится, и публике предоставлено самой выбирать между множеством фотографов тех, к которым можно относиться с доверием в смысле понимания искусства. Надо сказать правду, что публика довольно правильно сортирует господ фотографов и, если одни завалены работой за сравнительно высокую цену, то другие сидят без куска хлеба и часто принуждены закрывать свои ателье.
Если внимательно присмотреться к избранникам публики, то мы увидим, что почти без исключений это всё лица, следящие за каждым шагом фотографического искусства и развивающие своё дело не заманчивыми рекламами вроде подарков за известное количество фотографий, а привлекающие публику добросовестны отношением к искусству.
Всё новое, появляющееся, как на фотографическом рынке, так равно и в фотографической литературе, совершенствующее искусство фотографирования, испытывается немногими фотографами, действительно интересующимися своим делом. Уже это одно обстоятельство даёт им огромный перевес над остальной массой. Личный вкус, постоянная наблюдательность над человеческим лицом, образование общее и специальное по фотографии ставят таких людей в исключительное положение.
Если мы вернёмся к старому времени, когда фотография была достоянием очень немногих специалистов, то увидим, что люди эти не только занимались фотографированием, но и внесли немало вкладов в научную и художественную сторону фотографии. Мало того, они находили время обучать других и настолько серьёзно относились к этому обучению, что вышедшие из их рук работники ещё и по сей час могут служить украшением любой мастерской. Действительно, много труда выпало на долю этих пионеров нашего искусства. Конкурировать с такими работниками множеству нынешних фотографов и думать было нечего.
Теперь дело обстоит совершенно иначе.
К услугам фотографов имеется весьма солидная литература по всевозможным отраслям фотографии. Создался целый штат учёных, разрешающих разнообразнейшие вопросы и публикующих свои исследования для всеобщего пользования. Имеется огромная периодическая литература. Все данные для того, чтобы совершенствоваться с наименьшей затратой времени, труда и денег. А между тем если собрать статистические сведения, какое число существующих в настоящее время в России фотографов профессионалов хотя бы до некоторой степени пользуются услугами науки и литературы, то получится цифра, выражающаяся в долях процента.
Нельзя себе представить, что фотографы все почти поголовно безграмотны и вполне невежественны. Есть довольно много людей развитых и более или менее образованных, хотя бы до степени знания четырёх классов гимназии.
С другой стороны, чтобы немного следить за прогрессом фотографии, нет нужды в больших средствах, и небольшая затрата на это вполне может окупиться такими сведениями, которые избавят от излишней траты денег, при неимении этих сведений. Наконец, прямая выгода должна бы заставить относиться иначе, чем это делается в большинстве случаев – публика всё равно отбракует.
Мне довольно часто приходилось слышать жалобы на безработицу, особенно провинциальных фотографов, между тем в тех же местах находились фотографы, заваленные работой. Стоило посмотреть на витрины жалующихся, чтобы тотчас понять, почему нет работы. Не говоря уже о художественности освещения и монтировке, посмотрите, во что обращено человеческое лицо. Это, в лучшем случае, какой-то блин, иногда украшенный флюсом. То, что можно было бы простить 50 лет назад, в данное время не может заслуживать никакого оправдания.
Огромное понижение цены в ущерб качеству работы, равным образом не помогло и мы видим, что работы не у тех много, кто делает её за гроши, а у тех, кто следит за прогрессом и применяет его в деле.
Так всегда было и так всегда будет.
Как протест подобному безобразному отношению к делу за последние года было несколько судебных процессов, возникших вследствие полного несходства снимавшегося с фотографией.
Можно возразить, что публика наша не дозрела до понимания художественности в фотографии, но я же и не говорю о художественности, а о самой обычной добросовестности. От блинообразного лица без всяких полутонов до художественности ещё очень далеко.
Что касается до незрелости публики, то в этом виноваты отчасти сами господа фотографы, держащие её в созерцании таких образцов фотографического искусства, от которых скоро не созреешь. Для того, чтобы развивать публику, надо развиваться самим в своей специальности.
Я никогда не забуду инцидента, случившегося в фотографическом отделе Императорского Русского Технического Общества, когда из огромного большинства фотографов, приглашённых Отделом на конкурс по фотографированию портретов, пожелало принять участие, насколько помнится, трое лиц.
Конкурс, конечно, не состоялся, а за лучшую работы ведь присуждалась золотая медаль и не фиктивная, а самая настоящая. Это с достаточной ясностью демонстрирует уверенность в силах и знаниях. Тут надо было показать и личный вкус, и умение обращаться с техникой фотографирования.
Жалуются ещё, что множество любителей отбивают практику у фотографов. А я скажу, что многим фотографам не мешало бы поучиться у некоторых любителей.
Итак, господа фотографы России, фотография признана свободным искусством, а не ремеслом, и хотя это произошло не в России, но ничто не мешает Вам гордиться таким признанием. Австрия – страна, где фотография имеет в научном отношении блестящую постановку и потому, если Австрийский Рейхсрат причислил фотографию к разряду свободных искусств, то сделал это не только вполне сознательно, но и для всех причисляющих себя к этому искусству вполне авторитетно, ибо имел за собой научную почву.
Признавая фотографию свободным искусством Рейхсрат тем самым как бы налагает нравственную ответственность за добросовестное отношение к этому делу.
Фотограф, желающий иметь и работу и имя, сам должен знать не только своё дело, но и следить за наукой и литературой его, иначе толку не будет. Надеяться на одних мастеров ещё недостаточно и смотреть на фотографию с точки зрения только коммерческого предприятия по нынешним временам не приходится. Русская и отличная пословица «что посеешь, то и пожнёшь», применима в данном случае не с меньшим правом, как и во многих других.
Что художником в фотографии быть можно, мы видим по работам немногих выдающихся фотографов и они по справедливости заслуживают внимания публики и всегда будут его иметь, ибо работают сами и следят за наукой и литературой. Эти фотографы имею право называться фотографами-художниками и я думаю для них постановление Австрийского Рейхсрата особенно приятно.
С. Прокудин-Горский"




Tags: Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments