oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский о "фотоимпрессионистах"

Хотя Прокудин-Горский считался фотохудожником и увлекался живописью, он весьма настороженно относился к различным "фокусам" и "экспериментам" с фотоизображением. То есть, допускал, что в "фотографии могут быть новые течения", но призывал соблюдать чувство меры.
Свои воззрения он изложил в очередном обращении к читателям.

"Фотограф-любитель" №5, 1906 г.

Колонка редактора
Изображение

Изображение
Изображение

Наш читатель Дмитрий dim0n любезно набрал текст:

"Года два тому назад на одной из блестящих «пятниц» в Академии Художеств один из талантливейших артистов французского театра принёс на сцену несколько рам, с вставленными в них однотонными полотнами различных цветов и со свойственным французам юмором доказывал, что всем только кажется, будто вставлены гладкие полотна, но что каждое из них проникнуто огромным художественным смыслом и представляет картину большой ценности…
Это шарж, но не очень далёкий от действительности, в чём убеждаешься, посещая некоторые выставки, как наши, так и западные. Часто импрессионизм достигает таких размеров, что смысл картины, если можно так назвать кусок вымазанного полотна, понятен только самому художнику и то при условии, что он впадёт снова в то психическое расстройство, при котором он писал эту картину.
Говорят, что это нужно, что художество переживает известную ломку старой манеры, ищет выхода и т.д. Я не специалист и это меня, конечно, интересует, как общий вопрос, к сердцу не очень близкий, но то, что переживает сейчас фотографическое искусство, я отказываюсь понять.
Измазанный красками кусок полотна всё-таки представляет некоторый интерес, хотя бы со стороны красок, но грязный, запачканный типографской краской кусок меловой бумаги не может представить никакого интереса! Вглядываясь в эту грязь, вы видите, что было стремление что-то изобразить, но и только и, право, иной раз не поймёшь лицо ли человека представляет снимок, или ствол дерева. К несчастию подобными грязными листами меловой бумаги заполнены лучшие иностранные фотографические журналы. Если это подражание художеству с его передовым направлением, – то отсутствие красок слишком заметно и во всяком случае получается одно неприятное впечатление грязной бумаги.
Очень известные и отлично работающие фотографы при съёмке портретов иногда во время экспозиции слегка ударяли пальцем по объективу, дабы не получалось излишней неприятной резкости (выработанности) лица, но такой приём делается с большой осторожностью  . Глаз наш, правда, не видит лица человека так резко, как его передаёт объектив, но он видит, всё же, не так, как передаются в настоящее время фотографические изображения – это загадочные картинки, а не фотографии.
Как в живописи, так и в фотографии могут быть новые течения и они безусловно желательны, однако должно же быть чувство меры. Истинно талантливые люди и в этом новом направлении видны тотчас, но горе в том, что, пользуясь направлением, выползла туча бездарностей, и распознать их тотчас же могут в живописи – художники, а в фотографии – фотографы, но пока до них доберётся публика, много пройдёт времени. Публика боится «направления»; «он импрессионист» - и этим всё сказано, дан патент на любую мазню. «Это новое направление в фотографии» – и нет границ грязи на меловой бумаге.
В Берлине три года тому назад была выставка художников «с новым направлением». При входе в зал бросалось в глаза полотно, на котором изображено было подобие коровы с огромным оранжевым круглым пятном и более на полотне ничего не было. Я интересовался не картиной, а публикой. Все подходили, вздыхали и в заключение говорили, что «тут что-то есть»; только одна старушка посмотрела и, отходя, сказала, «какая гадость» - и была глубоко права.
Читая недавно журналы, я натолкнулся на совет одного из «фотографических импрессионистов», который пишет, что для достижения эффектов, следует при фотографировании немного развинтить линзы объектива. Не следует ли ещё вывести линзы из одинакового их положения на оптической оси? Может быть доберёмся и до этого.
С одной стороны оптические фирмы прилагают все силы, чтобы изготовить объективы, возможно резко работающие, с другой художники-фотографы стараются уничтожить эти свойства. Я не могу понять зачем портить объективы.
Фототехника, имея в виду придать в некоторых случаях, напр. при портретной фотографии, мягкость изображению, приготовила для этого специальные бумаги и дала новые процесс, как напр. гуммиарабиковый – во многих случаях превосходно приложимый. Бумаги с очень грубым зерном тоже имеют целью смягчать резкость изображения. При умелой копировке тоже можно дать мягкость изображению, но ведь на приложениях к фотографическим журналам за последние два, три года мы видим не мягкость изображения, а копию с очень сильно выведенного из фокуса изображения. Быть может хотят показать индивидуальность понимания сюжета – не воспроизводить природу как она есть, а так как она кажется? Но ведь это неправда, ибо никому природа не кажется так, как её изображают многие фотографические приложения к журналам. О публике не заботятся – она должна наслаждаться грязными листами меловой бумаги и платить деньги. Меня очень забавляет вопрос о том, как вывернутся из этой истории господа фотографы «с направлением»? Быть может год от году будут немножечко прибавлять в резкости при фотографировании, думаю, что другого выхода нет, ибо это не живопись, где из всей мазни в конце концов что-нибудь да выйдет. Грязь осядет на дно, отбракуется, так сказать, и жидкость примет кристально-чистый вид, но быть может с лучшим оттенком, чем ранее. Фотография, всё-таки, надо сознаться, искусство протокольного характера. Правда, и тут талант скажется сильно и до некоторой степени возможна индивидуальность, напр. в выборе точки зрения, что немногим даётся, в умении воспользоваться положением облаков при съёмке ландшафтов, в умении проявить изображение так, чтобы оно согласовалось с действительностью и т.д., но конкуренция с живописью в полном смысле, т.е. в разыскивании «направления» достаточно наивное занятие.
Интересно было бы посмотреть на заказчика, если бы профессиональный фотограф преподнёс ему дюжину портретов, сделанных по примеру работ фотографов «с направлением». Не подлежит сомнению, что такому фотографу пришлось бы переделывать сделанные портреты, чтобы удовлетворить заказчика.
У нас в России пока не заметно стремления к «направлению» в фотографии. Русский человек всё-таки искреннее и как-то стыдится назвать грязную бумагу художественной фотографией, а иностранцам, полагаю, придётся пятиться назад – дальше идти некуда.
Берлин.
С. Прокудин-Горский "

Tags: Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments