oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Тернистый путь Прокудина-Горского

Наш френд kurosava_ad любезно набрал текст одного из самых интересных и загадочных обращений Прокудина-Горского к читателям, скан которого мы недавно публиковали (текст добавлен в пост по ссылке).
Уникальность этого источника состоит в том, что он раскрывает совершенно драматические обстоятельства первых экспедиций мастера, связанных с порчей и даже гибелью отснятого фотоматериала. В своих многочисленных выступлениях перед публикой Сергей Михайлович расписывал свои достижения в цветопередаче, но, как оказалось, блестящие результаты требовали стерильных лабораторных условий. Для путешествий по российским дебрям новая технология цветной съёмки оказалась малопригодной.

"Дело в том, что необходимые для этой работы панхроматические пластинки крайне чувствительны ко всякому воздействию летучих веществ. Неоднократно проделанные мною испытания показали, что пластинка, находящаяся в кассете, на юге во время жары уже на третий день не дает нужного результата. Пластинка при проявлении дает легкий вуаль и особенно в местах перегиба сторки, где она скреплена какой либо материей или кожей на клее. При повышенной температуре клей, каков бы он не был, и как бы сух он не был – выделяет летучие вещества, действующие на чувствительный слой. При низкой температуре реакция идет конечно медленнее, но все таки идет."

По-моему, в коллекции Прокудина-Горского есть снимки с теми самыми повреждениями (вуалью), которые описывает мастер в данной статье. Они были сделаны как раз в жарком и влажном климате, в Новом Афоне в июне 1904 года.
Например:
Изображение

Раньше характер этого дефекта был совершенно непонятен.
Или вот:

Изображение



Из большой поездки Прокудина-Горского по Черноморскому побережью в 1904 году в коллекции осталось всего несколько изуродованных снимков! Судя по всему, остальные просто погибли, т.е., были испорчены настолько безнадёжно, что их оставалось только выкинуть.

Но в итоге мастер нашёл выход! С одной стороны, он касался улучшения химического состава фотоматериалов, а с другой... проблему решили выделенный царём спецвагон-лаборатория, а также речные суда, в которых можно было оборудовать на время путешествия тёмную комнату. Конечно, в ходе своих экспедиций Прокудин-Горский совершал вылазки на лошадях, но всегда стремился скорее вернуться на станцию к своему вагону или на причал к кораблю, чтобы проявить и упаковать отснятый материал.


Tags: Технология съемок и проекций
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments