oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Загадочное обращение Прокудина-Горского к читателям

Одно из самых интересных и в то же время загадочных обращений Прокудина-Горского к читателям содержится в №2 "Фотографа-любителя" за 1906 год. Там есть моменты, которые совершенно не стыкуются с нашими представлениями о биографии мастера.
Например, привлекает внимание фраза: Путешествуя последние пять лет по России и заграницею с фотографическими целями научного характера.... Получается, с 1901 года. У нас в "Хронологии Прокудина-Горского" первое путешествие по России в 1903 году.
Или вот весьма загадочный пассаж: В моей практике были случаи, когда работа целой экспедиции, посланной с научной целью по отдаленным местностям России, пропадала совершенно. Непроявленные пластинки везлись много верст на вьюках на верблюдах. Почти все снимки пропадали частию от сырости, частию от перетирания слоя пластин.
В Хронологии у нас 1904 год съемки в Дагестане и на Кавказе. Верблюды средство перевозки в Средней Азии. В Туркестане, согласно "Хронологии", первая съемка состоялась лишь в самом конце 1906 г. Получается имелась какая-то неизвестная экспедиция в Туркестан? И идёт ли речь о гибели отснятого Прокудиным-Горским материала?

Изображение

Изображение
Изображение

Расшифровку текста любезно сделал kurosava_ad:

Фотография проникла почти во все области человеческого знания. Очень большой круг лиц применяет в настоящее время фотографирование не только ради удовольствия, но весьма часто с целями научными и художественными. Всем известно насколько облегчила фотография многие прикладные знания. Ни одна более или менее хорошо снаряженная экспедиция не обходится без фотографии. Почти у каждого путешествующего есть с собой фотографическая камера. Техника с своей стороны делает все возможное для облегчения багажа путешественников: изобретены очень легкие портативные камеры, вес стекла устраняют, заменяя его целлюлоидом, и т. д.
Европа пришла на помощь фотографам, устроив почти в каждом маленьком городке специально приспособленные темные комнаты для проявления и смены пластинок и пленок. Во множестве гостиниц европейских городов имеется темная комната со всеми необходимыми приспособлениями, которой каждый приезжий в гостиницу имеет право пользоваться за небольшую плату, а в некоторых и бесплатно. Это удобство благоприятно отзывается на качестве работы иностранных фотографов.
Далеко не то видим мы у нас в России, где трудность сохранения сделанной работы часто в значительной степени осложняется необходимостью проезжать большие пространства на лошадях по плохим дорогам. Казалось бы что поднятый вопрос не существенно важен, но это только на первый взгляд. Тот аргумент, что пластинки и пленки сохраняются не проявленными очень долгое время, очень слаб, так как опыт показал, что пластинка, проявленная вскоре после фотографирования, а не лежащая месяцы, всегда дает лучший результат, о пленках же нечего и говорить.
Каждый путешествовавший с камерой хорошо знает, как трудно искать помещения у нас в России, хотя бы для снаряжения кассет свежими пластинками, не говоря уже о проявлении снятых. Ведь не всякий может довольствоваться маленькими ручными камерами, а многие путешествуют с серьезными целями, для выполнения которых требуются довольно большие размеры камер, а следовательно и пластин.
Развивающаяся склонность публики к цветным работам безусловно будет в значительной степени заторможена при путешествиях отсутствием удобств для проявления и смены пластин.
При этой отрасли фотографирования совершенно невозможно долго держать пластинки в кассетах, независимо от того, снято на них что либо, или нет. Дело в том, что необходимые для этой работы панхроматические пластинки крайне чувствительны ко всякому воздействию летучих веществ. Неоднократно проделанные мною испытания показали, что пластинка, находящаяся в кассете, на юге во время жары уже на третий день не дает нужного результата Пластинка при проявлении дает легкий вуаль и особенно в местах перегиба сторки, где она скреплена какой либо материей или кожей на клее. При повышенной температуре клей, каков бы он не был, и как бы сух он не был – выделяет летучие вещества, действующие на чувствительный слой. При низкой температуре реакция идет конечно медленнее, но все таки идет.
Доказательство того, что вуаль этот именно химического происхождения, а не следствие проникающего света, служит во первых самый сплошной вид его, а во вторых то обстоятельство, что пластинка, вставленная в кассету в абсолютно темной комнате, но сильно нагретой, дает по прошествии некоторого времени тот же результат. Помимо того проявление панхроматических пластин вообще необходимо производить возможно скоро после фотографирования, если желают иметь верную передачу красок. Различные мешки для перемены пластинок, а также, выпущенные за последние года, складные темные комнаты – плохие паллиативы настоящей темной комнаты и хороши только у себя дома, но никак не в путешествии.
Как бы тщательно не была упакована такая складная темная комната, но пыль, особенно на шоссейных дорогах, проникает в самые тонкие отверстия и трудно от нее отделаться, о проявлении в таких комнатах нечего и думать – в результате получается плохой негатив и истинные мучения для работающего.
Путешествуя последние пять лет по России и заграницею с фотографическими целями научного характера, я имел случай убедиться в огромной разнице удобства для работы.
Уезжая прошлый год на несколько месяцев в путешествие по России, я построил специальную палатку и тем не менее, не смотря на ее легкость, портативность и сравнительно большой размер, не мог проявлять в ней; она служила исключительно для перемены пластин и то с постоянным риском вставить пыльные пластинки.
Быть может такая палатка при весьма умеренных требованиях, предъявляемых к негативу и могла бы считаться удовлетворительной, но в фотографировании для цветных работ (цель моей поездки), как я убедился, никакая палатка не пригодна, в особенности для проявления. Нужна свобода движений, много воды и другие удобства, не достижимые в палатках и мешках.
Странно было бы предъявлять требование об устройстве темных комнат к каждому маленькому городку, но мне кажется, что большие города с гостиницами могли бы с успехом завести таковые.
Всякий с удовольствием внесет небольшую плату за пользование комнатой и водой, чтобы быть гарантированным в успехе своей работы, наконец такая гостиница всегда будет предпочитаться фотографирующими другим, не имеющим такой комнаты и таким образом этот небольшой уголок оплатится с избытком.
Но… всегда есть «но». В данном случае это – полная инертность владельцев гостиниц.
За время моего путешествия я говорил с хозяевами многих гостиниц, и встречал или совершенное нежелание помочь этому делу, или отговорку незнанием того, как именно нужно устроить темную комнату.
В последнем случае существенную помощь могла бы оказать местная фотографирующая публика. Этим людям многие скажут спасибо за труд, потраченный, как на убеждение хозяев гостиниц в необходимости темных комнат для путешествующих с камерами, так равно и за указания устройства таких комнат. В крайнем случае нужна только сама темная комната, рубиновокрасный свет и вода. Наезжему человеку нет времени, да и отношения с владельцами гостиниц не таковы, как у многих местных обывателей, а потому трудно и ожидать успеха.
Журнал с своей стороны охотно придет на помощь этому благому начинанию, помещая на своих страницах указания о таких гостиницах, в которых имеются темные комнаты. Сведения могут быть направляемы в редакцию журнала, при чем обязательно должна быть указана плата за пользование помещением.
На все вышеизложенное мне могут возразить, что во многих городах темные комнаты устроены при магазинах фотографических принадлежностей или всегда можно попросить разрешения поработать у кого либо из местных фотографов.
Последний аргумент совершенно не годен. Фотограф профессионал, зарабатывающий свой хлеб только этим путем, не может в любое время дать темную комнату, если же и разрешает работать, то не вечером, а только днем, - время самое не подходящее путешествующего, ибо день нужен путешествующему для съемки, а не для проявления. Вообще, пользоваться одолжениями при таких условиях часто бывает неприятно и разве какая исключительная необходимость заставит к этому прибегнуть.
В магазинах правда бывают темные комнаты, но явление это далеко не частое, при наличности же такой комнаты обыкновенно предлагают передать снимки для проявления магазину, что некоторые и делают, но я пишу не о них; часто подобная темная комната так мало защищена от света и так грязна, что лучше и не приступать к работе.
Мне кажется, что только местные фотографы, в самом широком смысле слова, одни могут помочь нашему горю. Устроив удобства для других, они обеспечат их и себе в случае поездки.
До сих пор я говорил о городах, но в обширной нашей родине есть множество интереснейших местечек и маленьких городков, которые по истине можно назвать «медвежьими углами», и эти то углы часто заслуживают особенного внимания. Иногда такие местечки находятся вблизи небольших городов, в которых нет гостиниц, а следовательно здесь и речи не может быть о темных комнатах. Как же тут помочь горю, которое вдали от всяких цивилизованных мест значительно увеличивается. Часто до места, где возможно проявить пластинки, приходится ехать много верст лошадьми и при тряской дороге рисковать потерею почти всей сделанной работы.
Если было «но» в отрицательном смысле, то в данном случае есть «но» и в положительном: в таких глухих местах почти всюду рассеяны наши собратья, которые в большинстве случаев гораздо отзывчивее городских обывателей, и охотно помогут всякому дорожному человеку.
Мне много раз случалось благодаря таким отзывчивым людям в буквальном смысле спасать работу, ибо предвиделась дальнейшая езда лошадьми на 50-60 верст.
Большая разница, везти ли с собой готовые, хорошо упакованные негативы или непроявленные пластинки. Наконец могут быть неудачи при фотографировании и иногда самая ценная съемка пропадает, если неудача не обнаружена во время, чтобы можно было сделать съемку вновь.
В моей практике были случаи, когда работа целой экспедиции, посланной с научной целью по отдаленным местностям России, пропадала совершенно. Непроявленные пластинки везлись много верст в вьюках на верблюдах. Почти все снимки пропадали частью от сырости, частью от перетирания слоя пластин. Будь это негативы, их легко можно было бы спасти лакированием и соответствующей укладкой.
Журнал охотно придет на помощь и в данном случае, помещая адреса и фамилии тех лиц, которые, живя в мало культурных местах и обладая темной комнатой, хотя бы самой незатейливой, согласятся помочь путешествующим собратьям по искусству и дать временный приют для перемены пластин, а быть может и для проявления их.
Я уверен, что никто не позволит себе злоупотребить любезностью и всякий охотно примет могущие быть расходы, например за носку воды и т.п.
Есть в этой области еще один существенный вопрос, для разрешения которого необходимы общие усилия, но об этом в следующий раз.
С. Прокудин-Горский
Фотограф-Любитель №2 1906г.
Набрал Третьяков Б.А.


Tags: Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments