oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский о Мрозовской, женщине-фотографе

Не сомневаюсь, что большинству подписчиков нашего блога интересней смотреть красивые снимки Прокудина-Горского, чем вчитываться в исторические тексты. Таких снимков у нас будет ещё немало, да и найти их Интернете не проблема, а вот сочинения Мастера это эксклюзив, нигде большие их не найдёте, разве что в очень немногих библиотеках есть подшивки "Фотографа-любителя".
Сегодня мы посмотрим, что писал в колонке редактора Прокудин-Горский об одной из своих коллег, которая безусловно входила в его окружение.
Мрозовская, Елена Лукинична(?–1941, Репино), петербургский фотограф, создала собственную мастерскую, которая в 1913 г. была преобразована в "Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье Елена".
Сейчас даже трудно представить, что 100 лет назад профессиональная фотография, как и большинство других видов профессиональной деятельности, была почти исключительной мужской сферой. Здесь прямо пишут: "первая русская женщина-фотограф". Хотя она была черногоркой по рождению.

Фотограф-любитель №2, 1909
Колонка редактора:
Изображение

Изображение

Кстати, эта колонка редактора - редкий (или единственный?) случай когда сопровождающая её фотография подписана. В других случая остаётся только гадать, что там или кто запечатлены. Также непонятен вопрос с авторством на эти иллюстрации. С известными снимками Прокудина-Горского они не совпадают, но не исключено, что могли быть какие-то его неизвестные этюды.
В данном случае автором снимка Мрозовской Прокудин-Горский, очевидно, не является. Это довольно известный студийный портрет (автопортрет?):

Мрозовская Елена Лукинична.jpg
Спасибо svk_urania за набор текста:

Фотограф-любитель №2, 1909

28-го декабря прошлого года профессиональный фотограф Е. Л. Мрозовская праздновала в Петербурге у себя в ателье пятнадцатилетний юбилей своей деятельности.

Празднование прошло непринужденно весело в кругу артистов, художников и литераторов, в большинстве постоянных клиентов юбилярши. Мне довелось быть на этом празднике, как частному лицу и как представителю V-го Отдела Императорского Русского Технического Общества, который уполномочил меня принести поздравления Е. Л. Мрозовской, как своему сочлену. Я был свидетелем простого, сердечного отношения к Е. Л. Мрозовской всех прибывших на праздник лиц и присутствовал на одном из редких юбилеев, где нет места скуке. Талантливые артисты, художники и литераторы внесли с собой тот возбуждающий элемент, который заставляет звучать в человеке лучшие струны его души.

В настоящей статье я не имею в виду описывать детали этого празднества, но пользуюсь случаем, чтобы отметить, чего может женщина достигнуть собственными силами в фотографическом искусстве при любви к делу, таланте и упорном труде.

Е. Л. Мрозовская в истинном смысле женщина-пионерка в среде выдающихся фотографов России и начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель. Узнав об открывшихся при И. Р. Техническом Обществе курсах по фотографии, она поступает на них, оканчивает их в 1892 г., и окончательно решив посвятить себя фотографическому искусству, едет в Париж к знаменитому Надару, у которого и довершает свое образование, как фотограф-художник.

Само собой понятно, что такая школа, как работа под руководством Надара, судьбой многим не представляется, но утвердительно могу сказать, что ни Надар, ни всякая другая школа без собственной инициативы и таланта ничего поделать не могут. Мне достоверно известно, что Мрозовская в начале своего ученья не имела возможности швырять деньги и, следовательно, существование за границею не представляло из себя “partie de plaisir”*, а скрашивалось исключительно возможностью получить нужную художественную подготовку. При просмотре работ Мрозовской, в изобилии украшающих ея ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела.

*Увеселительной прогулки (франц.)

Передать живое движение танца, момент игры артиста — дело далеко не легкое и требует не только знания техники, но и изучения, как снимаемого лица, так и самой вещи, из которой вырван момент. Так просто, ни того ни с сего, подобная работа может быть счастливым исключением из тысяч снимков, между тем мы видим эти живые естественные движения почти во всех работах Е. Л. Мрозовской, следовательно, она и по настоящее время учится и изучает человека. Теперь прошло то время, когда от фотографа требовалась только чистая работа и особенно ея техническая сторона. Фотография стала искусством в истинном значении слова, но должен сказать, что и коренное искусство таково только тогда, когда оно в руках таланта и об искусстве это можно сказать с полной достоверностью. И краски те же, и кисти те же, только результат не тот. «Всякий скачет, всякий пляшет, да не так, как скоморох» — выражение, отлично характеризующее работу людей искусства. Я совершенно уверен в том, что если бы просмотреть негативы, изготовляемые Мрозовской с моментов движения, напр. в октябре, ноябре и декабре месяцах в Петербурге, то с технической точки зрения негативы не получат не только полных пяти баллов, но навряд ли получат и четыре, ибо, как техник, почти ежедневно имеющий дело со съемкой, утверждаю, что нет возможности с нашим дневным светом в упомянутые месяцы года, а прошедшего в особенности, получить при быстрой экспозиции правильный по силе выработки негатив; это чувствуется даже в некоторых оконченных работах, но я спрашиваю, умаляет ли это достоинство работы? Нет, ибо в основание работы положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица.

Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения и в действительности так оно и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е. Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства.

Я очень рад, что был на этом юбилее и таким образом мог ознакомиться со множеством работ Мрозовской, исполненных в самое разнообразное время, а затем мог написать эту статью, как скромную дань моего уважения к искусству и таланту. Могу пожелать, чтобы Мрозовская продолжала также изучать человека, как она делала это по настоящее время, ибо в постоянном учении и изучении заключается успех работы каждого. Почивший на лаврах — на границе разложения.

С.-Петербург

С. Прокудин-Горский



Tags: Документы Прокудина-Горского, Окружение Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments