oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Европейские каникулы Прокудина-Горского

Ещё раз выражаю благодарность френду  kurosava_ad, который набрал вступительную статью Прокудина-Горского о "недружелюбии научных немцев".
Рубрика "колонка редактора" в журнале "Фотограф-любитель" за 1906-1909 гг. является одним из важнейших биографических (точнее, автобиографических) источников о Прокудине-Горском.  В этих текстах очень ярко раскрывается психологический портрет мастера, система его жизненных и профессиональных ценностей, художественных взгядов, а также содержатся важные фактические детали.

В №10 за 1906 год Сергей Михайлович рассказывает свои впечатления от посещения Берлинской и Миланской выставок. По всей видимости, он тогда провёл целое лето в разъездах по треугольнику Германия-Франция-Италия. Может быть, посещал и другие страны. Наверное, это было самое длительное его зарубежное турне  до самого отъезда из России в 1918 году.

КЛИКАБЕЛЬНО

Изображение

Изображение

Расшифровка текста сделана нашим френдом kurosava_ad

Когда в сентябрьском № журнала я писал в передовой статье о всеобщей фотографической выставке в Берлине, то я всего два раза осмотрел выставку. Говорят, и не без основания, что первое впечатление самое верное, но в данном случае это выражение может быть не подходящим уже потому, что число экспонатов выставки так велико, что даже в два посещения трудно вывести окончательное заключение. Ввиду этого, после месячного отсутствия из Берлина во Францию и Италию, я нарочно вернулся в Берлин и еще шесть раз обстоятельно осмотрел выставку. После такого многократного посещения я, наконец, вполне мог ориентироваться во множестве экспонатов и почти безошибочно помнил их местонахождение в различных этажах здания.
Помимо Берлина, мне пришлось быть на выставках в Милане, где имеется довольно большой фотографический отдел, значительную часть которого занимают французы. Конечно, отдел Миланской фотографической выставки – пигмей перед выставкой в Берлине по размерам, но я упомянул о Миланской выставке потому, что она лишний раз подтвердила мне, что изящество и вкус все-таки остаются на стороне французов. Работы, напр. C. Puyo, как на той, так и на другой выставке, превосходны, как по технике исполнения, так и по вкусу. Особенно замечателен у него выставленный в Берлине портрет в профиль, исполненный гуммиарабиковым способом в четыре краски. Работа, как известно, очень нелегкая. Вообще, «Фото-Клуб», в котором участвует своими экспонатами и Puyo, дает много хороших образцов работы.
Англичане, пожалуй, работают не хуже французов и выставленные Королевским фотографическим Обществом работы заслуживают полного внимания каждого, посещающего выставку. Из английских работ лиц, не участвующих в коллективных витринах общества, особенно выделяются работы Mrs. G. A. Barton, и по технике выполнения, и по вкусу. Сюжетами являются почти исключительно портреты; исполнены они гуммиарабиковой печатью и пигментом.
Различные немецкие фотографические общества, хотя и не в особенно большом обилии, но имеют в числе своих членов безусловно талантливых работников. Наибольшее число интересных работ представлено, по моему мнению, «Свободным фотографическим Обществом в Берлине», а также Мюнхенским клубом Фотографов-любителей.
Австрийские общества имеют интересные работы, но ничем особенно не выделяются в художественном отделе выставки.
Общества многих других государств дали очень небольшие коллекции своих работ, так что трудно вывести какое либо заключение в ту или иную сторону.
Относительно технического выполнения говорить почти нечего, ибо оно в огромном большинстве случаев превосходно и видно, что в этом отношении фотографирующая иностранная публика владеет в совершенстве процессами. Не особенно приятное впечатление произвели на меня только многие увеличения огромных размеров, исполненные довольно вяло. Отсутствие умелой ретуши на таких увеличениях равным образом говорит не в пользу этих экспонатов.
Характерным явлением в художественном отделе настоящей выставки может служить огромное количество копий, исполненных гуммиарабиковым способом и исполненных превосходно. Причина этого, мне думается, заключается в свойствах процесса, которые людям, обладающим вкусом и так сказать личной художественной инициативой, дают возможность в широких пределах показать и то и другое. Очевидно трудности способа не остановили таких людей и способ ими изучен в совершенстве. Портреты, в более или менее больших размерах, особенно хороши в этом исполнении.
Пигментный процесс также занимает выдающееся место и нисколько не потерял своей прелести. Довольно часто встречается «платина», но реже двух предыдущих способов. Затем следуют бромистые копии, соленые бумаги и альбумин.
Печальное место занимают целлоидинные и аристотипные бумаги. Первые, хотя и редко, но попадаются, а найти копию на аристотипной бумаге – это действительно задача. Сте клянный блеск вообще отсутствует в описываемом художественном отделе выставки и это к ее чести. Мне кажется, что время аристотипных бумаг заграницею отжито и ему никогда не вернуться, за ним та же участь постигнет и целлоидинные бумаги, хотя еще пожалуй не так скоро.
Когда техническая сторона фотографии постигнута, то естественно стремление к индивидуальности и художественности в работе, а, как известно, ни целлоидинная, ни аристотипная бумаги не дают простора в исполнении копий. Работа делается машинной, и потому противной.
Для начинающих заниматься фотографией, конечно, оба сорта бумаги по справедливости будут самыми любезными, но на выставки с ними больше соваться нечего.
Несколько фирм выставили различные образцы своих аристотипных и целлоидинных бумаг в виде разнообразнейших копий, но публика довольно равнодушно проходит мимо них, не уделяя им никакого внимания.
Россия, как я уже упоминал в предыдущей статье, представлена в художественном отделе выставки только «Художественным фотографическим Обществом» в Москве. В выставленной небольшой коллекции работ этого общества многие выполнены со вкусом и хорошей техникой.
О всех других отделах выставки я дам краткий отчет в тексте журнала.

=================================================
В настоящем № помещена статья г. Писарева о гуммиарабиковом способе, которым по своим опытам автор статьи, видимо, доволен. После осмотра Берлинской выставки я с своей стороны могу самым положительным образом посоветовать серьезно отнестись к этому процессу и, нисколько не боясь могущих быть в начале неудач, постараться достигнуть хороших результатов, что не так уже трудно, судя по огромному количеству образцов, выставленных различными лицами в Берлине.

=================================================
С 1-го января 1907 года, как видно из объявления, цена на журнал повышена с пяти рублей на семь. Главнейшей причиной повышения цены является повышение цен на типографские работы уже несколько месяцев тому назад.
Редакция не считала себя в праве повышать цену на издание в середине года и потому издание будет закончено в настоящем году по объявленной раньше цене в пять рублей. Чтобы хотя до некоторой степени вернуть уплаченный излишек за время повышения цены, оставшиеся экземпляры журнала с 1-го января будущего года поступят в продажу по цене семь рублей, до конца же настоящего года никаких изменений в цене журнала не произойдет.

С. Прокудин-Горский
Фотограф-Любитель №10 1906 г.
Набрал Третьяков Б.А.


Tags: Биография С. М. Прокудина-Горского, Документы Прокудина-Горского, Сочинения Прокудина-Горского, Фотограф-любитель
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments