oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Автомобиль, на котором путешествовал Прокудин-Горский

Как известно, Прокудин-Горский перемещался по просторам Российской империи на поездах, пароходах, моторых лодках и гужевым транпортом. Только одна фотоэкспедиция частично была совершена на автомобиле.

Самый конец года неожиданно принёс интересную находку — подробное описание автомобиля "Форд", на котором Прокудин-Горский путешествовал по берегам уральской реки Исеть: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004181082#?page=29

Россия. Упр. внутренних водных путей и шоссейных дорог.  Отчет по исследованиям рек и изысканиям соединительных водных путей, произведенным... партиями Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог и округов и путей сообщения / Изд. под ред. Бюро исследований водных путей. - Санкт-Петербург : Упр. внутр. водных путей и шос. дорог (по отд. водяных сообщ.), 1912-1916. - 25. - (Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий). .. в 1912 году... - 1913. - VII, 382 с., 24 л. ил., карт. : ил.

Напомню, что во "Введении в мемуары" Прокудина-Горского упоминается некий автомобиль сист. Форд: "Для обработки Урала и перевала Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль сит. Форда, пригодный для трудных дорог."

Форд ставропольского купца Иванова.jpg

К великому сожалению, он не попал ни в один из кадров (что очень странно) и мне до сих пор даже не удавалось вычислить, о поездке какого года идёт речь - 1909 или 1912? Теперь знаем - 1912-й!
В сноске свежнайденного источника говорится о возвращении автомобиля "после поездки по Исети командированных Г. Министром путей сообщения инженеров Максимовича и Прокудина-Горского".
Значит, один из неизвестных мужчин на снимках экспедиции по Камско-Тобольскому пути может быть Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Увы, до сих пор не известно ни одного фотопортрета этого выдающегося изобретателя, только один дружеский шарж.

О маршртуте прокудинского автопробега можно судить по следующему месту в отчёте:
"Износ шин около 1,5 месяцев не давал себя вовсе чувствовать, благодаря тому, что наружные шины были снабжены протекторами, а дороги в Шадринском и Ялуторовском уездах, сравнительно мягкие. Когда же пришлось ехать по Камышловскому, а в особенности по Екатеринбургскому уездам, где преобладают каменистые грунты, то даже протекторные шины не выдерживали и внутренние камеры лопались иногда по нескольку раз в день. За всё время службы в партии автомобиля ни разу не пришлось менять ни одной камеры на передних колёсах, несмотря на то, что на одном колесе внутренняя камера была уже с заплаткой, когда автомобиль прибыл в партию [после поездки по Исети командированных Г. Министром путей сообщения инженеров Максимовича и Прокудина-Горского]."

Итак, группа Прокудина-Горского проехала на автомобиле через Екатеринбургский, Камышловский, Шадринский и Ялуторовский уезды. Дальнейший путь, как мы знаем, был проделан на пароходе "Тюмень" до самого Тобольска.

Под "партией" в приведённой цитате из отчёта имеется в виду группа инженеров-геодезистов, которые в 1912 г. производили замеры (изыскания) на реке Исети в целях её спрямления при будущем строительстве Камско-Тобольского водного пути.
10 июня 1912 г. из Петербурга выехала первая группа партии в составе одного инженера-путейца, одного техника-мензульщика и одного промерного десятника. В Екатеринбурге к партии должны были присоединиться ещё два техника. Далее, как я понял, технический состав партии прибыл в г. Далматов (возможно, там ПГ и сдал автомобиль изыскателям).
В Отчёте указано, что съёмка (т.е. замеры) 1912 года производилась на разных участках реки Исети, в связи с чем были необходимы постоянные перезды, которые было неудобно совершать по самой реке из-за её крайней извилистости.
Поэтому применявшийся в 1911 г. "переносный кудель-мотор" (моторная лодка?) был заменён автомобилем "Форд" в 22,5 л.с., "работа которого оказала партии огромные услуги". При этом надо сказать, что на автомобиле разъезжал начальник партии.
Далее в Отчёте сказано, что "тип автомобиля был выбран крайне удачно; более сильные и дорогие автобили, весьма пригодные для городской езды, здесь оказались бы совершенно бесполезными из-за своего значительного веса. Вследствии лёгкости машины "Форд" (около 1200 английских фунтов), представлялось возможным ездить не только по трактам, но и по полевым и луговым дорогам, переезжать малонадёжные исетские мосты, ездить почти во всякую погоду, причём лёгкий "Форд" отлично преодолевал очень значительные подъёмы, пески и грязные дороги. Серьёзных поломок в автомобиле, несмотря на значительный пробег, который ему пришлось сделать за лето (3500 вёрст только за время службы его в партии), не было".

Выходит, реклама того времени не врала:
Форд.jpg

Также в Отчёте упоминается "холодная и ненастная погода, стоявшая почти всё лето", которая создавала дополнительные трудности для работы партии. Было трудно доставать еду из-за прошлогоднего неурожая, а местно население уничтожило многие репера, установленные партией в 1911 г.

Я попытался выяснить, на какой именно модели "Форда" Прокудин-Горский покорял трудные уральские дороги.
В качестве ориентиров взял 1911 год выпуска и упоминавшуюся мощность двигателя в 22,5 л.с.
Однако с ходу найти ничего не удалось кроме базовой модели — всемирно известной "Жестяной Лиззи" Ford Model T.

Вот какой у неё был модельный ряд в 1911 году:


На русском рекламном объявлении:


Возможно, когда-нибудь узнаем конкретней.

Напомним, что из 2600 снимков коллекции Прокудина-Горского только на одном в кадре есть автомобиль:
Gagra 04670u1а.jpg

Это "Бенц" князя Ольденбургского у Новой гостиницы в Гаграх, 1912 г. Вполне вероятно, что на нём Прокудину-Горскому также довелось немного поездить.

P.S. На заглавном снимке «Форд» ставропольского купца Иванова (снимок из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве).

Tags: Библиография и другие источники, Источники до 1919 года, Максимович, Спутники Прокудина-Горского, Транспорт Прокудина-Горского, Урал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment