oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Являются ли фотографии Прокудина-Горского цветными?

Вопрос в заголовке поста звучит абсурдно, но, как ни странно, даже 100 лет назад находились "специалисты", которые давали на него отрицательный ответ.

На форуме "Храмов России" один из участников опубликовал интересный исторический источник — рассуждения о цветной фотографии из "Живописного обозрения" №1-2, 1905 год, стр 326-327 (элеткроной копии): http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_pb00000149/viewer/

"Художественная фотографія.
НѣскольКо словъ о цвѣтной фотографіи.
Заманчиво звучатъ дпя фотографа спова: „цвѣтная фотографія", и угроза слышится въ нихъ художнику, чувствующему всѣ преимущества сочетанія свѣтотѣни съ красками, его прелесть и простоту и сознаюшаго, что его работы поблѣднѣютъ передъ идеальной передачей природы при помощи цвѣтной фотографіи; но... улита ѣдетъ, когда то будетъ.
Занимаются вопросомъ о цвѣтной фотографіи и профессора химіи и профессіоналы-фотографы, но всѣ они ходятъ вокругъ да около прямого способа фотографированія, и ихъ побѣды сводятся къ трехцвѣтному печатанію или сниманію.
Работы д-ра Кенига, изысканія химика Реііхеля, послѣднія лекціи Прокудина-Горскаго въ СПБ., опыты Люмьера и мн. др. всѣ основаны на сочетаніи трехъ основныхъ цвѣтовъ: желтаго, краснаго и синяго. Примѣненіе желатина въ трехцвѣтной фотографіи не осуществило тѣхъ надеждъ, которыя возлагались на него. Дѣлались опыты окращиванія желатина сперва посредствомъ красокъ и впослѣдствіи посредствомъ виражей. Опыты окрашиванія мельчайшихъ частицъ крахмала не дали никакихъ результатовъ. Самымъ благопріятнымъ по своей прозрачности, равномѣрному окрашиванію и воспріимчивости оказался коллодій, который теперь и выдвигается на первый планъ.
Но вѣдь сочетаніе 3-хъ цвѣтовъ не есть прямая цвѣтная фотографія. Всякія научныя изысканія заслуживаютъ уваженія и поошренія, въ томъ числѣ, конечно, и опыты съ цѣлью открытія способа цвѣтной фотографіи. Тѣмъ не менѣе мы должны замѣтить, что такое открытіе встрѣчаетъ на своемъ пути слишкомъ серьезныя препятствія и возможность еіо, при современномъ сосгояніи нашихъ знаній, должна считаться еще очень отдаленной.
Попробуемъ дать нѣкоторыя доказательства, чтобы насъ не упрекнули въ голословности. Негативъ есть обратное изображеніе природы. Позитивъ (отпечатокъ) обратное изображеніе негатива, т. е. природа. Такимъ образомъ, при цвѣтномъ фотографированіи должно получиться нижеспѣдующее:Природа: желтый, красныіі, синій, зеленый и т. д., Негативъ: зеленый, синій, красный, желтый и т. д , т. е. противоположное природѣ.
Отпечатокъ: желтый, красныіі, синііі, зеленыіі и т. д.. т. е. противоположное негативу. Трудно представить себѣ такой свѣточувствительный составъ, которыіі воспринимая всѣ цвѣта, полутона и тѣни, въ тоже время окрашивался-бы въ столь разнообразные тона и при этомъ систематически противоположно. Кромѣ того чрезвычайно затруднительно проявленіе такой пластинки, которая чувствительна ко всѣмъ цвѣтамъ. При красномъ свѣтѣ нельзя, ибо пластинка чувствительна къ нему, а про остальные цвѣта и говорить нечего. Если же начать проявлять въ темнотѣ, то нѣтъ возможности узнать, когда пластинка или отпечатокъ проявились.
Фотографъ не въ состояніи установить равномѣрность солнечнаго освѣщенія, такъ какъ каждый день имѣетъ свою силу освѣщенія, отличную отъ другихъ дней. Допустимъ, однако, что такой свѣточувствительный составъ найденъ. Сдѣлана съемка съ предмета. Удаляемся въ темную комнату для проявленія. Опускаемъ послѣдовательно въ ванны для полученія синяго цвѣта, краснаго, зеленаго, желтаго и т. д., фиксируемъ и видимъ, что у насъ отъ слоя осталось одно грязное пятно, такъ какъ въ одной ваннѣ мы не додержали, въ другой передержали и т. д. Теперь предположимъ, что всѣ тона вырабатываегь одна ванна, что представляетъ изъ себя полнѣйшій абсурдъ, ибо при соединеніи такого громаднаго количества самыхъ разнообразныхъ веществъ обязательно попадутся вещества, взаимно разрушающія другъ друга.
Этими соображеніями мы нисколько не предрѣшаемъ вопроса о цвѣтной фотографіи. По всей вѣроятности ей принадлежитъ будущее; мы только хотимъ сказать горячимъ и слишкомъ увлекающимся людямъ, что „трехцвѣтная фотографія", съ которой теперь такъ много возятся, не есть прямая, т. е. настоящая цвѣтная фотографія, и поэтому ей не слѣдуетъ приписывать того широкаго значенія, какое стремятся приписать ей."


Эта наукообразная галиматья до боли напомнила мне современные дилетантские рассуждения в Интернете на тему: "фотографии Прокудина-Горского на самом деле не являются цветными, так как он снимал на три черно-белых пластинки"))


Tags: Библиография и другие источники, История цветной фотографии, Технология съемок и проекций
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments