oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

С.М.Прокудин-Горский и Русское Географическое Общество

С любезного разрешения Натальи Мозохиной размещаю её совместную с А.П. Векшиным статью, которая только что вышла в альманахе "Фонтанка" № 18.




Алексей Павлович Векшин,
биолог, действительный член Русского географического общества
Наталья Александровна Мозохина,
кандидат искусствоведения, заведующий сектором
Государственного Русского музея

С.М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ И РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Императорское Русское географическое общество (далее – РГО) было основано в 1845 году, и к началу ХХ века насчитывало четыре отделения: физической географии, математической географии, статистики и этнографии. Оно сыграло важную роль в исследовании территорий Российской империи. Его членами были знаменитые путешественники, ученые, а также военные и морские офицеры. Членами общества становились представители и других профессий, связанные по роду своей деятельности с популяризацией географических и исторических достопримечательностей России и других стран мира, например, художники И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Вполне закономерно, что членом РГО в начале ХХ века стал основатель цветной фотографии в России Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) (ил. 01). Он был не только зачинателем цветной фотографии, талантливым изобретателем, знатоком химических процессов, но и великим популяризатором фотографии. Он основал фотографические курсы и типографию, специализировавшуюся на воспроизведении изображений в цвете, много выступал с докладами и сообщениями как в научных обществах, так и на публике, участвовал в профессиональных и промышленных выставках, наконец, создал огромную коллекцию цветных снимков видов России начала ХХ века, часть которой хранится сейчас в Библиотеке Конгресса США. Отпечатанные с его диапозитивов фотографии сейчас очень востребованы во многих изданиях, посвященных истории России начала ХХ столетия, активно реставрируются и изучаются. Имя С.М. Прокудина-Горского в настоящее время хорошо известно, но многие аспекты его творческой биографии до сих пор остаются неосвещенными. Одним из них является членство фотографа в РГО.

С.М. Прокудин-Горский был принят в члены общества в 1900 году. Кандидатура фотографа была предложена Собранию РГО ботаником и этнографом секретарем РГО А.В. Григорьевым и действительным членом РГО, сменившим в 1903 году на посту секретаря А.В. Григорьева, А.А. Достоевским, причем С.М. Прокудин-Горский был назван фотографом и художником[1]. Избрание сразу по двум отделениям: физической географии и этнографии - состоялось 8 ноября и было утверждено 5 декабря 1900 года[2]. Архивные материалы, в первую очередь хранящиеся в архиве Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (далее – архив РГО), на настоящий момент не позволили проследить все аспекты участия С.М. Прокудина-Горского в деятельности РГО. В подшивках документов за несколько лет, например с 1901 по 1905 годы или в период Первой мировой войны, следов сотрудничества фотографа с обществом не обнаружено, хотя, скорее всего, многие важные материалы не отложились в фондах архива. Не исключено, что некоторые снимки фотограф делал по специальному заказу общества и передавал ему на хранение диапозитивы, но сведений об их существовании не обнаружено. По крайней мере, фотограф очень ценил свое членство в РГО, так как оно давало возможность фотографу не только получать открытые листы на право производства съемок, но и участвовать в экспедициях, организуемых Обществом.
Так, в 1906 году С.М. Прокудин-Горский присоединился к экспедиции РГО в Туркестан, где делал снимки старинных сооружений, через год поврежденных землетрясением. 21 января 1911 года на заседании отделения этнографии было доложено извещение Н.К. Рериха и С.М. Прокудина-Горского о поездке на Волгу, Урал и в Среднюю Азию для производства кинематографических и фотографических съемок[3].
Кроме того, материалы архива РГО позволили документально подтвердить, что знаменитые съемки фотографа Мариинского водного пути и Урала в 1909 году и Волги и Урала в 1910 году проходили при поддержке общества (ил. 02). В архиве РГО обнаружено ходатайство С.М. Прокудина-Горского от 10 июня 1909 года: «Приступая с 1 июля сего года, с Высочайшего соизволения Его Императорского Величества, к фотографированию разных местностей России в натуральных цветах сим имею честь покорно просить Императорское Русское географическое общество не отказать в своем содействии выдачею мне соответствующего открытого листа и ценными для моей работы указаниями на наиболее интересные местности в географическом и этнографическом отношении. Вместе с сим если бы в Обществе нашлись материалы описательного характера, то покорно просил бы дать их мне во временное пользование.
На настоящее лето и осень назначено фотографирование Мариинской системы на всем ее протяжении и Урал, начиная с г. Самары.
Обращаясь с настоящим ходатайством, я пользуюсь случаем выразить Императорскому Русскому географическому обществу мою глубочайшую признательность за оказание содействия во всех до сего времени бывших моих поездках с научными целями»[4] (ил. 03). Это ходатайство было составлено С.М. Прокудиным-Горским спустя месяц после поворотного в его судьбе показа диапозитивов императору и императорскому двору в Царском Селе 3 мая 1909 года. В июле фотограф, благодаря информационной поддержке РГО, совершил первое путешествие по Мариинскому водному пути согласно «императорскому заказу».
«Информационной поддержкой» был так называемый открытый лист, образец которого обнаружен в материалах общества за 1910 год: «Предъявитель сего действительный член Императорского Русского географического общества Сергей Михайлович Прокудин-Горский отправляется с Высочайшего соизволения Его Императорского Величества в экспедицию с целью фотографирования различных местностей России в натуральных цветах.
В высшей степени заинтересованный в успехе означенного научного предприятия Совет Императорского Русского географического общества обращается с усерднейшей просьбой ко всем тем лицам и учреждениям, с коими г-ну Прокудину-Горскому доведется вступать в сношение при исполнении им принятой на себя задачи, а равно на пути следования к месту назначения и обратно, оказывать ему законное покровительство и возможное содействие.
В удостоверение вышеизложенного выдано г. Прокудину-Горскому настоящее свидетельство за гербовой печатью Императорского Русского географического общества сроком по 31 декабря тысяча девятьсот десятого года»[5] (ил. 04). Этот открытый лист позволил С.М. Прокудину-Горскому осуществить в 1910 году съемки Волги и Урала.
Подтверждением того, что С.М. Прокудин-Горский осуществлял специальные съемки по заказу РГО, служит история его сотрудничества с комитетом выставки «Русская Ривьера», посвященной Черноморскому побережью Кавказа и проходившей в павильонах Императорского Ботанического сада. Организатором выставки выступило Общество изучения Черноморского побережья Кавказа при поддержке Высочайше учреждённого Совещания по делам Черноморского побережья Кавказа. Возглавил организационный комитет выставки статс-секретарь Совещания А.С. Ермолов, а генеральным комиссаром выставки был назначен Н.И. Воробьев, этнограф, исследователь Черноморского побережья Кавказа, член Общества изучения Черноморского побережья Кавказа, сотрудник Музея антропологии и этнографии Императорской Академии наук. Н.И. Воробьев был с 1907 года действительным членом РГО, и общество принимало деятельное участие в организации выставки.
По-видимому, через Н.И. Воробьева С.М. Прокудин-Горский получил заказ от комитета выставки «Русская Ривьера» на производство фотографических снимков на побережье Черного моря и пособие 500 рублей от Главного Управления Уделов на осуществление этой поездки[6]. В марте 1912 года фотограф выехал на Черноморское побережье Кавказа. В архиве РГО сохранилось письмо С.М. Прокудина-Горского, написанное в Батуме 30 марта и адресованное Н.И. Воробьеву: «Многоуважаемый Николай Иванович, сейчас получал от Вас заказное письмо со вложением бумаги от правительства Р.О.П. и Т.[7] Очень Вам благодарен за внимание, жаль только, что правление дало срок с 1 апреля по 1 июня, ибо им я не могу воспользоваться, как уже говорил, что буду здесь в первый раз до конца апреля, а затем снова буду работать на побережье конец июля, август, сентябрь. Так как я сейчас не использую всего данного правлением времени, то полагаю, что оно не откажет сделать пометку на этой бумаге о перенесении срока пользования. В конце апреля я буду несколько дней в Петербурге проездом на Урал и тогда буду Вас просить в этом помочь. Здесь в Батуме усиленно готовятся к выставке, и мне думается, что более деятельного председателя, чем здешний губернатор, трудно получить. Детально о работе уже исполненной и о том, что имеется, в виду, я узнаю завтра вечером на заседании, куда и я приглашён губернатором. Мне кажется, что особое значение на выставке следовало бы придать горным богатствам Кавказа вообще и близлежащим к Чёрному морю в частности. В частности, взяв хотя бы Джанкульские медные рудники и заводы, находящиеся всего в 55 верст. от моря, марганцевые руды, свинцовые руды и пр. Насколько я слышал, Джанкульские заводы примут широкое участие на выставке, что, как мне кажется, очень хорошо.
Моя работа движется, но не так быстро, как я бы хотел - сильно мешают дожди. По приезде, что было 20, я на другой день отправился лошадьми в Артвин – много сделал по пути. В Артвине три дня подряд была снежная буря и дождь. Затем выдался очень, очень хороший день, в который я сделал много интересных снимков, затем наступил ветряный ураган. Я хотел на обратном пути быть на медных английских заводах, но по совету опытных людей отложил это на август, когда погода будет устойчивая. Из Артвина по Чороху я спустился в Каюки и вернулся в Батум 28-го. Вчера, 29, был бешеный ветер и страшная духота, ночью пошёл ливень, который и сейчас идёт. Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири. Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: Батум, до востребования. Не откажите поделиться этими сведениями с Евгением Васильевичем. Искренне преданный, С. Прокудин-Горский»[8]. (ил. 05)
Столь подробное изложение своих действий по запечатлению Черноморского побережья можно назвать своего рода отчетом фотографа перед заказчиком. Однако договора между С.М. Прокудиным-Горским и комитетом выставки «Русская Ривьера» не обнаружено, поэтому точное количество снимков, которые фотограф обязался сделать, неизвестно. Также достоверно не определены цели съемок. В каталогах выставки имя фотографа как экспонента не упоминается. Известно, что исполненные С.М. Прокудиным-Горским цветные фотографии служили своего рода для привлечения публики (ил. 06). О характере его участия в работе выставки свидетельствует афиша, сохранившаяся в архиве РГО: «Состоящая под Высочайшим государя императора покровительством выставка Черноморского побережья Кавказа «Русская Ривьера».
Императорский Ботанический сад, вход с Карповки (№№ трамв.: 2, 3 и 8). Выставка открыта от 12 час. утра до 11 час. ночи. Плата за вход 40 к. Учащиеся в форме и дети платят половину.
Вечером (кроме воскр. и праздничных дней) – картины в натуральных цветах из работ С.М. Прокудина-Горского и кинематограф бесплатно»[9]. (ил. 07)
Пожалуй, на настоящий момент это единственная выставка (за исключением специальных фотографических выставок), на которой С.М. Прокудин-Горский демонстрировал свои снимки безвозмездно. По-видимому, в данном случае времязатраты фотографа и его помощников компенсировались организационным комитетом выставки. Тем не менее, заказанные фотографу тройные негативы снимков Черноморского побережья Кавказа остались в его собственности, поскольку в составе его коллекции поступили в Библиотеку Конгресса США. Возможно, что хранящиеся в США негативы – это лишь часть снимков, исполненных С.М. Прокудиным-Горским для выставочного комитета, а вторая часть была выкуплена последним, но их судьба и местонахождение остаются неизвестными.
Кроме того, еще один интересный артефакт связывает фотографа с РГО. В архиве общества сохранился альбом «Императорское Русское географическое общество в период 1862-1909»[10]. Фотоальбом, содержащий 11 черно-белых фотографий, имел, по-видимому, подносное значение. Данный экземпляр содержит дарственную надпись «Вильгельму Степановичу Струве от Андрея Андреевича Достоевского». В альбоме помещены снимки старого здания общества и его интерьеров (Чернышева пл. (ныне – пл. Ломоносова), д. 1), в котором оно размещалось до 1909 года, а также внешний вид нового здания в Демидовом пер. (современный адрес – пер. Гривцова, д. 10), построенного специально для общества в 1907-1908 гг. по проекту архитектора Г.В. Барановского.
Сзади к обложке приклеена фирменная издательская марка, литографированная в два цвета (черный и красный) и исполненная шрифтом, имитирующим уставное письмо: «Художественныя фотомеханическия мастерские С.М. Прокудин-Горскаго. Б. Подъяческая, 22. Тел. 11-18. С.-Петербург»[11] (ил. 08). Форма шрифта свидетельствует о том, что он был создан художником, хорошо знающим славянские шрифты. Не исключено, что этим художником был И.Я. Билибин, поскольку известны несколько заказных рисунков, исполненных им в 1910-е годы для типографии С.М. Прокудина-Горского и ее преемника – акционерного общества «Биохром». В 1913 году он исполнил эскиз для меню парадного обеда в Зимнем дворце в честь 300-летия Дома Романовых, отпечатанный в фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского[12]. В 1916 году акционерное общество «Биохром» заказало И.Я. Билибину некоторую художественную работу для проектируемых изданий, о гонораре за которую говорится в письме художника одному из руководителей общества: «Директор «Биохрома» в отставке, П.Е. Кулаков, сказал мне, что я могу быть настолько назойливым, нахальным и т.д. и т.д. и слезно просить Вас послать какого-нибудь Вашего артельщика в Общество взаимного кредита (Большая Итальянская, против Пассажа) получить деньги по прилагаемому чеку и выслать мне их сюда почтовым переводом (адрес: почтовая станция Байдары Таврической губернии. Ив. Як. Билибину)»[13].
Скорее всего, С.М. Прокудин-Горский или другой фотограф его мастерской причастен к изготовлению всех снимков фотоальбома, хранящегося в архиве РГО.
Таким образом, свое членство в РГО С.М. Прокудин-Горский рассматривал как возможность получения заказов на фотографирование, а также пользоваться материалами общества и его советами по выбору объектов съемки. В то же время документы, касающиеся отправки фотографа в качестве постоянного участника экспедиций общества, не обнаружены. Не исключено, что начиная с 1909 года С.М. Прокудин-Горский получал от общества в связи с «высочайшим заказом» подробную фактологическую информацию о достопримечательных местах Российской империи. Важно отметить, что именно с этого времени его показы диапозитивов стали сопровождаться серьезными глубокими комментариями. Насколько эти комментарии были подробны, свидетельствуют отпечатанные макеты листов проектируемых фотографом в 1910-1911 годах альбомов по отечествоведению. Каждый лист содержал один снимок с обширной пояснительной надписью из 5-6 абзацев[14] (ил. 09). Поэтому можно с уверенностью заключить, что история взаимодействия С.М. Прокудина-Горского с РГО была более тесной и отличалась взаимовыгодным сотрудничеством, конкретные материалы о котором возможно будут обнаружены в фондах архива РГО или других членов общества.

Список иллюстраций
Ил. 01. С.М. Прокудин-Горский у водопада Кивач. Фотография 1916 года (фрагмент). Из книги: Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского. 1906-1916.  – М.: Красивая Книга, 2013.
Ил. 02. На реке Сим. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910. Из книги: Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского. 1906-1916.  – М.: Красивая Книга, 2013.
Ил. 03. Ходатайство С.М. Прокудина-Горского в Императорское Русское географическое общество. 10 июня 1909. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 04. Открытый лист, выданный С.М. Прокудину-Горскому Императорским Русским географическим обществом. 7 июля 1910. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 05. Письмо С.М. Прокудина-Горского Н.И. Воробьеву. 30 марта 1912. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 06. Вид на Тифлис с площадки церкви Святого Давида. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1912. Из книги: Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского. 1906-1916.  – М.: Красивая Книга, 2013.
Ил. 07. Афиша выставки «Русская Ривьера». 1913. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 08. Издательская марка Художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского, приклеенная к альбому «Императорское Русское географического общество в период 1862-1909». Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 09. Лист из альбома по отечествоведению издания С.М. Прокудина-Горского. Российский государственный исторический архив. Скан предоставлен В.Н. Ратниковым.














[1] Архив РГО, ф. 1-1900, оп. 1, е.х. 7, л. 98об.
[2] Архив РГО, ф. 1-1900, оп. 1, е.х. 7, л. 103.
[3] Этнографическое обозрение. – 1911. – Вып. 88-91. – С. 320.
[4] Архив РГО, ф. 1-1909, оп. 1, е.х. 2, л. 17.
[5] Архив РГО, ф. 1-1909, оп. 1, е.х. 2, л. 72.
[6] Авторы благодарят Заура Маргиева В.Н. Ратникова за предоставленную информацию.
[7] РОПиТ – Русское общество пароходства и торговли.
[8] Архив РГО, ф. 29, оп. 2, е.х. 26, лл. 1-2.
[9] Архив РГО, ф. 29, оп. 1, е.х. 14, л. 52.
[10] Архив РГО, ф. Р. 117, оп. 2, е.х. 2. На верхней крышке альбома надпись тиснением: «Императорское Русское Географическое Общество в период 1862 – 1909 гг.» Размер листов альбома: 90х138. Общее количество листов альбома – 13, из них – 2 листа обложки. Альбом содержит 11 фотографий на матовой бумаге, размер каждой фотографии – 225х290. На л. 13 приклеена этикетка мастерских С.М. Прокудина-Горского.
[11] Сохранена орфография оригинала.
[12] См. о меню подробнее: Н. Станулевич. Меню парадного обеда в Зимнем дворце 24 февраля 1913 года. // Петербургский коллекционер. – 2015. - № 1 (87). С. – 100-101.
[13] РГИА, ф. 1049, оп. 1, л. 58.
[14] См. сохранившиеся оригиналы: РГИА, ф. 472, оп. 43 (511/2840), е.х. 22, лл. 231, 232, 235..


Tags: Библиография и другие источники, Биография С. М. Прокудина-Горского, Исследования, Публикации после 1991 года
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments