Алексей Павлович Векшин,
биолог, действительный член Русского географического общества
Наталья Александровна Мозохина,
кандидат искусствоведения, заведующий сектором
Государственного Русского музея
С.М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ И РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Императорское Русское географическое общество (далее – РГО) было основано в 1845 году, и к началу ХХ века насчитывало четыре отделения: физической географии, математической географии, статистики и этнографии. Оно сыграло важную роль в исследовании территорий Российской империи. Его членами были знаменитые путешественники, ученые, а также военные и морские офицеры. Членами общества становились представители и других профессий, связанные по роду своей деятельности с популяризацией географических и исторических достопримечательностей России и других стран мира, например, художники И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Вполне закономерно, что членом РГО в начале ХХ века стал основатель цветной фотографии в России Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) (ил. 01). Он был не только зачинателем цветной фотографии, талантливым изобретателем, знатоком химических процессов, но и великим популяризатором фотографии. Он основал фотографические курсы и типографию, специализировавшуюся на воспроизведении изображений в цвете, много выступал с докладами и сообщениями как в научных обществах, так и на публике, участвовал в профессиональных и промышленных выставках, наконец, создал огромную коллекцию цветных снимков видов России начала ХХ века, часть которой хранится сейчас в Библиотеке Конгресса США. Отпечатанные с его диапозитивов фотографии сейчас очень востребованы во многих изданиях, посвященных истории России начала ХХ столетия, активно реставрируются и изучаются. Имя С.М. Прокудина-Горского в настоящее время хорошо известно, но многие аспекты его творческой биографии до сих пор остаются неосвещенными. Одним из них является членство фотографа в РГО.
С.М. Прокудин-Горский был принят в члены общества в 1900 году. Кандидатура фотографа была предложена Собранию РГО ботаником и этнографом секретарем РГО А.В. Григорьевым и действительным членом РГО, сменившим в 1903 году на посту секретаря А.В. Григорьева, А.А. Достоевским, причем С.М. Прокудин-Горский был назван фотографом и художником[1]. Избрание сразу по двум отделениям: физической географии и этнографии - состоялось 8 ноября и было утверждено 5 декабря 1900 года[2]. Архивные материалы, в первую очередь хранящиеся в архиве Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (далее – архив РГО), на настоящий момент не позволили проследить все аспекты участия С.М. Прокудина-Горского в деятельности РГО. В подшивках документов за несколько лет, например с 1901 по 1905 годы или в период Первой мировой войны, следов сотрудничества фотографа с обществом не обнаружено, хотя, скорее всего, многие важные материалы не отложились в фондах архива. Не исключено, что некоторые снимки фотограф делал по специальному заказу общества и передавал ему на хранение диапозитивы, но сведений об их существовании не обнаружено. По крайней мере, фотограф очень ценил свое членство в РГО, так как оно давало возможность фотографу не только получать открытые листы на право производства съемок, но и участвовать в экспедициях, организуемых Обществом.
Так, в 1906 году С.М. Прокудин-Горский присоединился к экспедиции РГО в Туркестан, где делал снимки старинных сооружений, через год поврежденных землетрясением. 21 января 1911 года на заседании отделения этнографии было доложено извещение Н.К. Рериха и С.М. Прокудина-Горского о поездке на Волгу, Урал и в Среднюю Азию для производства кинематографических и фотографических съемок[3].
Кроме того, материалы архива РГО позволили документально подтвердить, что знаменитые съемки фотографа Мариинского водного пути и Урала в 1909 году и Волги и Урала в 1910 году проходили при поддержке общества (ил. 02). В архиве РГО обнаружено ходатайство С.М. Прокудина-Горского от 10 июня 1909 года: «Приступая с 1 июля сего года, с Высочайшего соизволения Его Императорского Величества, к фотографированию разных местностей России в натуральных цветах сим имею честь покорно просить Императорское Русское географическое общество не отказать в своем содействии выдачею мне соответствующего открытого листа и ценными для моей работы указаниями на наиболее интересные местности в географическом и этнографическом отношении. Вместе с сим если бы в Обществе нашлись материалы описательного характера, то покорно просил бы дать их мне во временное пользование.
На настоящее лето и осень назначено фотографирование Мариинской системы на всем ее протяжении и Урал, начиная с г. Самары.
Обращаясь с настоящим ходатайством, я пользуюсь случаем выразить Императорскому Русскому географическому обществу мою глубочайшую признательность за оказание содействия во всех до сего времени бывших моих поездках с научными целями»[4] (ил. 03). Это ходатайство было составлено С.М. Прокудиным-Горским спустя месяц после поворотного в его судьбе показа диапозитивов императору и императорскому двору в Царском Селе 3 мая 1909 года. В июле фотограф, благодаря информационной поддержке РГО, совершил первое путешествие по Мариинскому водному пути согласно «императорскому заказу».
«Информационной поддержкой» был так называемый открытый лист, образец которого обнаружен в материалах общества за 1910 год: «Предъявитель сего действительный член Императорского Русского географического общества Сергей Михайлович Прокудин-Горский отправляется с Высочайшего соизволения Его Императорского Величества в экспедицию с целью фотографирования различных местностей России в натуральных цветах.
В высшей степени заинтересованный в успехе означенного научного предприятия Совет Императорского Русского географического общества обращается с усерднейшей просьбой ко всем тем лицам и учреждениям, с коими г-ну Прокудину-Горскому доведется вступать в сношение при исполнении им принятой на себя задачи, а равно на пути следования к месту назначения и обратно, оказывать ему законное покровительство и возможное содействие.
В удостоверение вышеизложенного выдано г. Прокудину-Горскому настоящее свидетельство за гербовой печатью Императорского Русского географического общества сроком по 31 декабря тысяча девятьсот десятого года»[5] (ил. 04). Этот открытый лист позволил С.М. Прокудину-Горскому осуществить в 1910 году съемки Волги и Урала.
Подтверждением того, что С.М. Прокудин-Горский осуществлял специальные съемки по заказу РГО, служит история его сотрудничества с комитетом выставки «Русская Ривьера», посвященной Черноморскому побережью Кавказа и проходившей в павильонах Императорского Ботанического сада. Организатором выставки выступило Общество изучения Черноморского побережья Кавказа при поддержке Высочайше учреждённого Совещания по делам Черноморского побережья Кавказа. Возглавил организационный комитет выставки статс-секретарь Совещания А.С. Ермолов, а генеральным комиссаром выставки был назначен Н.И. Воробьев, этнограф, исследователь Черноморского побережья Кавказа, член Общества изучения Черноморского побережья Кавказа, сотрудник Музея антропологии и этнографии Императорской Академии наук. Н.И. Воробьев был с 1907 года действительным членом РГО, и общество принимало деятельное участие в организации выставки.
По-видимому, через Н.И. Воробьева С.М. Прокудин-Горский получил заказ от комитета выставки «Русская Ривьера» на производство фотографических снимков на побережье Черного моря и пособие 500 рублей от Главного Управления Уделов на осуществление этой поездки[6]. В марте 1912 года фотограф выехал на Черноморское побережье Кавказа. В архиве РГО сохранилось письмо С.М. Прокудина-Горского, написанное в Батуме 30 марта и адресованное Н.И. Воробьеву: «Многоуважаемый Николай Иванович, сейчас получал от Вас заказное письмо со вложением бумаги от правительства Р.О.П. и Т.[7] Очень Вам благодарен за внимание, жаль только, что правление дало срок с 1 апреля по 1 июня, ибо им я не могу воспользоваться, как уже говорил, что буду здесь в первый раз до конца апреля, а затем снова буду работать на побережье конец июля, август, сентябрь. Так как я сейчас не использую всего данного правлением времени, то полагаю, что оно не откажет сделать пометку на этой бумаге о перенесении срока пользования. В конце апреля я буду несколько дней в Петербурге проездом на Урал и тогда буду Вас просить в этом помочь. Здесь в Батуме усиленно готовятся к выставке, и мне думается, что более деятельного председателя, чем здешний губернатор, трудно получить. Детально о работе уже исполненной и о том, что имеется, в виду, я узнаю завтра вечером на заседании, куда и я приглашён губернатором. Мне кажется, что особое значение на выставке следовало бы придать горным богатствам Кавказа вообще и близлежащим к Чёрному морю в частности. В частности, взяв хотя бы Джанкульские медные рудники и заводы, находящиеся всего в 55 верст. от моря, марганцевые руды, свинцовые руды и пр. Насколько я слышал, Джанкульские заводы примут широкое участие на выставке, что, как мне кажется, очень хорошо.
Моя работа движется, но не так быстро, как я бы хотел - сильно мешают дожди. По приезде, что было 20, я на другой день отправился лошадьми в Артвин – много сделал по пути. В Артвине три дня подряд была снежная буря и дождь. Затем выдался очень, очень хороший день, в который я сделал много интересных снимков, затем наступил ветряный ураган. Я хотел на обратном пути быть на медных английских заводах, но по совету опытных людей отложил это на август, когда погода будет устойчивая. Из Артвина по Чороху я спустился в Каюки и вернулся в Батум 28-го. Вчера, 29, был бешеный ветер и страшная духота, ночью пошёл ливень, который и сейчас идёт. Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири. Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: Батум, до востребования. Не откажите поделиться этими сведениями с Евгением Васильевичем. Искренне преданный, С. Прокудин-Горский»[8]. (ил. 05)
Столь подробное изложение своих действий по запечатлению Черноморского побережья можно назвать своего рода отчетом фотографа перед заказчиком. Однако договора между С.М. Прокудиным-Горским и комитетом выставки «Русская Ривьера» не обнаружено, поэтому точное количество снимков, которые фотограф обязался сделать, неизвестно. Также достоверно не определены цели съемок. В каталогах выставки имя фотографа как экспонента не упоминается. Известно, что исполненные С.М. Прокудиным-Горским цветные фотографии служили своего рода для привлечения публики (ил. 06). О характере его участия в работе выставки свидетельствует афиша, сохранившаяся в архиве РГО: «Состоящая под Высочайшим государя императора покровительством выставка Черноморского побережья Кавказа «Русская Ривьера».
Императорский Ботанический сад, вход с Карповки (№№ трамв.: 2, 3 и 8). Выставка открыта от 12 час. утра до 11 час. ночи. Плата за вход 40 к. Учащиеся в форме и дети платят половину.
Вечером (кроме воскр. и праздничных дней) – картины в натуральных цветах из работ С.М. Прокудина-Горского и кинематограф бесплатно»[9]. (ил. 07)
Пожалуй, на настоящий момент это единственная выставка (за исключением специальных фотографических выставок), на которой С.М. Прокудин-Горский демонстрировал свои снимки безвозмездно. По-видимому, в данном случае времязатраты фотографа и его помощников компенсировались организационным комитетом выставки. Тем не менее, заказанные фотографу тройные негативы снимков Черноморского побережья Кавказа остались в его собственности, поскольку в составе его коллекции поступили в Библиотеку Конгресса США. Возможно, что хранящиеся в США негативы – это лишь часть снимков, исполненных С.М. Прокудиным-Горским для выставочного комитета, а вторая часть была выкуплена последним, но их судьба и местонахождение остаются неизвестными.
Кроме того, еще один интересный артефакт связывает фотографа с РГО. В архиве общества сохранился альбом «Императорское Русское географическое общество в период 1862-1909»[10]. Фотоальбом, содержащий 11 черно-белых фотографий, имел, по-видимому, подносное значение. Данный экземпляр содержит дарственную надпись «Вильгельму Степановичу Струве от Андрея Андреевича Достоевского». В альбоме помещены снимки старого здания общества и его интерьеров (Чернышева пл. (ныне – пл. Ломоносова), д. 1), в котором оно размещалось до 1909 года, а также внешний вид нового здания в Демидовом пер. (современный адрес – пер. Гривцова, д. 10), построенного специально для общества в 1907-1908 гг. по проекту архитектора Г.В. Барановского.
Сзади к обложке приклеена фирменная издательская марка, литографированная в два цвета (черный и красный) и исполненная шрифтом, имитирующим уставное письмо: «Художественныя фотомеханическия мастерские С.М. Прокудин-Горскаго. Б. Подъяческая, 22. Тел. 11-18. С.-Петербург»[11] (ил. 08). Форма шрифта свидетельствует о том, что он был создан художником, хорошо знающим славянские шрифты. Не исключено, что этим художником был И.Я. Билибин, поскольку известны несколько заказных рисунков, исполненных им в 1910-е годы для типографии С.М. Прокудина-Горского и ее преемника – акционерного общества «Биохром». В 1913 году он исполнил эскиз для меню парадного обеда в Зимнем дворце в честь 300-летия Дома Романовых, отпечатанный в фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского[12]. В 1916 году акционерное общество «Биохром» заказало И.Я. Билибину некоторую художественную работу для проектируемых изданий, о гонораре за которую говорится в письме художника одному из руководителей общества: «Директор «Биохрома» в отставке, П.Е. Кулаков, сказал мне, что я могу быть настолько назойливым, нахальным и т.д. и т.д. и слезно просить Вас послать какого-нибудь Вашего артельщика в Общество взаимного кредита (Большая Итальянская, против Пассажа) получить деньги по прилагаемому чеку и выслать мне их сюда почтовым переводом (адрес: почтовая станция Байдары Таврической губернии. Ив. Як. Билибину)»[13].
Скорее всего, С.М. Прокудин-Горский или другой фотограф его мастерской причастен к изготовлению всех снимков фотоальбома, хранящегося в архиве РГО.
Таким образом, свое членство в РГО С.М. Прокудин-Горский рассматривал как возможность получения заказов на фотографирование, а также пользоваться материалами общества и его советами по выбору объектов съемки. В то же время документы, касающиеся отправки фотографа в качестве постоянного участника экспедиций общества, не обнаружены. Не исключено, что начиная с 1909 года С.М. Прокудин-Горский получал от общества в связи с «высочайшим заказом» подробную фактологическую информацию о достопримечательных местах Российской империи. Важно отметить, что именно с этого времени его показы диапозитивов стали сопровождаться серьезными глубокими комментариями. Насколько эти комментарии были подробны, свидетельствуют отпечатанные макеты листов проектируемых фотографом в 1910-1911 годах альбомов по отечествоведению. Каждый лист содержал один снимок с обширной пояснительной надписью из 5-6 абзацев[14] (ил. 09). Поэтому можно с уверенностью заключить, что история взаимодействия С.М. Прокудина-Горского с РГО была более тесной и отличалась взаимовыгодным сотрудничеством, конкретные материалы о котором возможно будут обнаружены в фондах архива РГО или других членов общества.
Список иллюстраций
Ил. 01. С.М. Прокудин-Горский у водопада Кивач. Фотография 1916 года (фрагмент). Из книги: Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского. 1906-1916. – М.: Красивая Книга, 2013.
Ил. 02. На реке Сим. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910. Из книги: Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского. 1906-1916. – М.: Красивая Книга, 2013.
Ил. 03. Ходатайство С.М. Прокудина-Горского в Императорское Русское географическое общество. 10 июня 1909. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 04. Открытый лист, выданный С.М. Прокудину-Горскому Императорским Русским географическим обществом. 7 июля 1910. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 05. Письмо С.М. Прокудина-Горского Н.И. Воробьеву. 30 марта 1912. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 06. Вид на Тифлис с площадки церкви Святого Давида. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1912. Из книги: Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского. 1906-1916. – М.: Красивая Книга, 2013.
Ил. 07. Афиша выставки «Русская Ривьера». 1913. Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 08. Издательская марка Художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского, приклеенная к альбому «Императорское Русское географического общество в период 1862-1909». Архив Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
Ил. 09. Лист из альбома по отечествоведению издания С.М. Прокудина-Горского. Российский государственный исторический архив. Скан предоставлен В.Н. Ратниковым.
[1] Архив РГО, ф. 1-1900, оп. 1, е.х. 7, л. 98об.
[2] Архив РГО, ф. 1-1900, оп. 1, е.х. 7, л. 103.
[3] Этнографическое обозрение. – 1911. – Вып. 88-91. – С. 320.
[4] Архив РГО, ф. 1-1909, оп. 1, е.х. 2, л. 17.
[5] Архив РГО, ф. 1-1909, оп. 1, е.х. 2, л. 72.
[6] Авторы благодарят Заура Маргиева В.Н. Ратникова за предоставленную информацию.
[7] РОПиТ – Русское общество пароходства и торговли.
[8] Архив РГО, ф. 29, оп. 2, е.х. 26, лл. 1-2.
[9] Архив РГО, ф. 29, оп. 1, е.х. 14, л. 52.
[10] Архив РГО, ф. Р. 117, оп. 2, е.х. 2. На верхней крышке альбома надпись тиснением: «Императорское Русское Географическое Общество в период 1862 – 1909 гг.» Размер листов альбома: 90х138. Общее количество листов альбома – 13, из них – 2 листа обложки. Альбом содержит 11 фотографий на матовой бумаге, размер каждой фотографии – 225х290. На л. 13 приклеена этикетка мастерских С.М. Прокудина-Горского.
[11] Сохранена орфография оригинала.
[12] См. о меню подробнее: Н. Станулевич. Меню парадного обеда в Зимнем дворце 24 февраля 1913 года. // Петербургский коллекционер. – 2015. - № 1 (87). С. – 100-101.
[13] РГИА, ф. 1049, оп. 1, л. 58.
[14] См. сохранившиеся оригиналы: РГИА, ф. 472, оп. 43 (511/2840), е.х. 22, лл. 231, 232, 235..