oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

В поисках станции Кивач

В продолжение поста В поисках "Карьера 50-я верста".

Удивительное дело: уже несколько лет краеведам и прочим энтузиастам не удаётся разгадать тайну совсем недавней истории: где же изначально находилась (временная?) станция Кивач, которая стала основой для возникновения современного города Кондопога?
Этот вопрос возник в связи с попытками идентифицировать и привязать к местности несколько снимков Прокудина-Горского, сделанных летом 1916 г. в районе Кондопожской губы: карьер, бараки строителей и военнопленных, железнодорожное депо, этюд с заготовкой сена.
Согласно Продольному профилю пути 1916 г. из Национального архива Карелии станция Кивач первоначально находилась на месте нынешней станции Нигозеро, т.е., примерно в пяти километрах в сторону Мурманска от нынешней станции Кондопога.
И такая станция в 1916 г. была построена:
Изображение

Обратите внимание, это стандартная станция Мурманской ж.д. по типовому проекту образца 1916 г., а не какая-то времянка.
А вот на месте нынешней станции Кондопога тогда вообще ничего не было, даже разъезда, только песчаный карьер на 50-й версте от Петрозаводска. Не было официально. Однако кто-то сделал к Продольному профилю пути карандашную приписку на месте нынешнего устья кондопожского канала: "разъезд 50-я верста". То есть такой разъед фактически возник вопреки офицальному плану Мурманской железной дороги в связи с практической потребностью - рядом с этим местом военнопленные и русские рабочие строили завод азотной кислоты. Затем, около 1922 года, "разъезд 50-я верста" забрал название у соседней станции (ныне ст. Нигозеро), которое и носил до 1965 г., когда был переименова в станцию Кондопога.

Однако на днях эта историческая версия была поставлена под сомнение одним из участников форума "Храмы России", который обратил внимание, что в «Обзоре документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог» приводится документ:
80. Отношение начальника эксплуатации Мурманской железной дороги помощнику начальника работ инженеру В.К. Дмитриеву о разрешении содержания заводу азотной кислоты кладовой на временной станции Кивач при условии, если после переноса станции с 50 версты, будет получено согласие завода на содержание телеграфного поста, разъездного пути и маневрового паровоза. 17 января 1917 г.
ф.Р-1576, оп.1, д.14/85, л.3.


Это мудрёное название документа можно трактовать таким образом, что "временная станция Кивач" изначально находилась на своём месте, т.е., на 50-й версте, совсем рядом от нынешнего вокзала Кондопоги. Потом, как обычно, "временное" оказалось постоянным и никуда она не была перенесена (если не считать переноса вокзала на 500 метров западнее).

Однако почти сразу нами была найдена новая документальная информация, которая прямо свидетельствует против указанной новой версии.

"Труды Олонецкой научной экспедиции. К фауне Odonata озера Сандала и его окрестностей". Пг., 1922: http://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012741/viewer/

Изображение

Как следует из этого издания, на станции Карьер экспедиция работала в июне 1920 года, т.е. это было официальное название на тот момент.

"Труды Олонецкой научной экспедиции.Предварительный отчет о работах.1920 года". Петроград, 1921: http://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB22001893/viewer/
Изображение

Как видим, тогда не было никакой определённости: то разъезд 50-й версты "Карьер", то вдруг "станция Карьер".
Интересно указание на положение разъезда в полуверсте от Нигозера.


Ещё один источник.
"К открытию сквозного движения от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана". Петроград, 1916.
Как следует из предисловия, информация в очерке даётся по состоянию на 15 ноября 1916 г., то есть, уже после съёмок Прокудина-Горского.
И что мы видим:

Изображение

Ни о какой "временной станции Кивач" на 50-й версте нет и речи. Однако странно, что указана 52-я верста вместо 54-й, где согласно Продольному профилю пути, должна была находиться станция Кивач.

Есть ещё один важный источник -  А.А. Жилинский "КРАЙНИЙ СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.", изд. 1919 г.
http://www.kolamap.ru/library/1919_zhilinskiy/4.html#zhd
http://www.kolamap.ru/library/1919_zhilinskiy_.html
В нём указываются расстояния от ст.Шуйская до ст.Кивач 38 в. (40 км), от ст.Кивач до ст.Лижма 30 в. (32 км).
Тот же самый участник форума "Храмов России" (DMITRY) высчитал, что промеры по карте приводят в р-н современной ст.Нигозеро:

Изображение

Данные о превращении разъезда "Карьер 50-я верста" в станцию Кивач появляются только после 1922 года.

"Очерк работы Мурманской железной дороги в 1923-1924 г." Ленинград, 1925.
При отсчёте от ст. Сороки 50-я верста превратилась в 316-ю. Впервые видим фотографию этого карьера (не считая прокудинской):

Изображение

В целом, конечно, похож, но из-за другой точки съёмки явных зацепок нет:


Сама книга: http://нэб.рф/catalog/000219_000026_RU___%D0%93%D0%9F%D0%9D%D0%A2%D0%91%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8___IBIS___0000644515|B31CF1F6-51B7-45DA-AAFC-A8F9B87A1DA2/viewer/

Кстати, там много другой интересной информации, если покопаться. Например, планы некоторых станций.
На стр. 122 есть перечень всех депо. На участке Петрозаводск-Масельская никаких депо не имеется, кроме самих этих двух пунктов.
По всей видимости, на временной (?) станции Кивач Прокудин-Горский снял не депо, а просто паровозный ангар (получается, не всё, что выглядит как депо, является таковым!)


Карта Кондостроя на 1933 год:

Изображение

Здесь интересно местоположение станции Кивач в свете сомнительного дополнения некоего анонима в раздел "История" Вики-статьи о станции Кондопога:
Станция была названа по имени водопада Кивач, находящемуся в 29 км от неё. Первоначально станция Кивач называлось временной и располагалась на 50 версте дороги, там где начинались подъездные пути к месту постройки завода азотной кислоты артиллерийского ведомства и к пристани. В 1917 году станция была перенесена на существующее место, на месте старой станции остался телеграфный пост и содержимый за счет завода пост стрелочника.

Как видим по схеме, на существующее ныне место станцию перенесли только после войны.

Буду признателен за любую информацию от читателей, которая поможет разобраться в этой головоломке!
Tags: Железные дороги, Идентификация, Кондопожский район, Мурманский альбом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments