oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Пора открывать новый сезон фотосравнений с Прокудиным-Горским!

Дорогие друзья!
Весна в самом разгаре, вот-вот начнутся майские праздники, а это значит, что пора открывать сезон фотосравнений с Проокудиным-Горским (хотя некоторые открыли ещё в марте).
Весна в этом году по нынешним временам аномально поздняя, в начале мая в центре России ещё нигде не будет листвы. Состояние природы не очень подходит в плане точности фотосравнений (прочти все прокудинские снимки на территории современной РФ - летние), однако есть большой плюс: заросли не скрывают объекты съёмки (храмы, городскую застройку).

Ниже очередная версия практических советов по съёмке фотосравнений.

Делать фотосравнения интересно, это как спорт, как фотоохота. На пути к цели приходится преодолевать немало трудностей. Даже если удалось добраться до места съемок в нужное время года и повезло с погодой (она должна быть такая же хорошая или плохая как при съемках самого ПГ), это не гарантирует выполнения задачи. Сразу выясняется что в большинстве случаев повторить ракурс невозможно.
Причина №1 - всё заросло и ничего не видно за деревьями. Остается сделать снимок "в кусты" и потом с ближайшего возможного ракурса (вот почему следует спешить, пока листа не распустилась).
Также сплошь и рядом старый вид перекрывают новые дома. Выход - тот же.
Потом в фотошопе можно совместить два кадра: в зелёной стене вырезать "окошечко", через которую будет виден объект съёмки.
Причина №2 - точка съемки отсутствует как таковая. Прокудин-Горский любил снимать с колоколен, которые любили сносить в 30-е гг.  :(
Три года назал я писал по этому поводу: "как правило, ничего не поделаешь. Теоретически можно использовать автоподъемник :)".  Но теперь всё кардинально изменилось: летающие камеры (всякие квадрокоптеры) стали доступны даже людям с очень средним достатком и управлять ими можно научиться за день.
Иногда отсутствуют также пристани и мосты, с которых снимал ПГ. Надо искать лодку!
Причина №3 - точка съемки находится на закрытой территории (завод или частный огород). Особо упорным людям удается попасть и туда ради заветного кадра.
В монастырях на пути к точке съемки теперь любят ставить таблички "посторонним проход запрещен". Но, как говорится, если очень надо - то можно (пока никто не видит :) )
Причина №4 - административный запрет на съемку в церквах и музеях особенно. Царской грамоты у нас нет. Кстати, Прокудину-Горскому она сама по себе не давала никаких прав на съемку конкретных объектов - он вынужден был получать разрешение у местных "начальников". Так что всё зависит от способностей к переговорам, от "дара убеждения"))

Весьма часто трудности с точкой съемки бывают преодолимыми, но для этого нужно залезть в жуткие заросли крапивы, в кучу строительного мусора, забраться на какой-нибудь карниз. Тут всё зависит от сноровки и решимости.
Вечная беда при съемки памятников архитектуры - посторонние люди в кадре. Приходится просить их отойти на секундочку. Сложнее с машинами, которые теперь ставят на каждом шагу.

В результате всего вышеописанного точный ракурс выдержать удается весьма редко (забыл сказать, что ПГ ещё снимал с очень высокого штатива!). Поэтому лучше вообще не переживать и не заморачиваться по этому поводу.  Даже примерного ракурса вполне достаточно для достижения всех трех обозначенных выше целей. Реально точный ракурс необходим лишь в том случае, когда вы собираетесь делать анимацию из фотосравнения. Конечно, к нему надо стремиться по возможности. У меня, каюсь, точный ракурс часто не получается просто по невнимательности и чрезвычайной спешки (нет возможностей для нормальных путешествий). Когда надо за полтора дня покрыть маршрут в тысячу километров, на который сам Прокудин-Горский потратил 2-3 недели, то на поиск места съемки иногда остаются минуты.

Некоторые люди переживают, что у них не получится точного ракурса из-за разницы в объективе с Прокудиным-Горским. В своей практике такой эффект я ни раз не замечал - всегда нестыковка объяснялась различием в точке съёмки (включая вертикальную составляющую). Но если даже предположить, что разные объективы могут давать немного разную геометрию снимка, то это различие устраняется в фотошопе за одну секунду!  А вот при разной точки съёмки фотошоп будет практически бессилен.

Вообще, если подходить к делу серьезно, то каждой такой поездке должна предшествовать серьезная исследовательская подготовительная работа. Одной только пачки с распечатками кадров мало. Надо заранее выяснить точки съемки и изучить подходы к ним, записать все адреса, узнать режим работы музеев, время открытия храмов и монастырей. В идеале можно установить по электронке или по телефону контакт с местными краеведами (музейными работниками) и договориться с ними о сотрудничестве при съемке.

В последние годы распечатки снимков с успехом заменяет планшет, так как Интернет ловится почти везде.

Надо заранее отдавать себе отчет, что всего запланированного снять не удастся, по крайней мере, в желаемом виде. Где-то не повезет с погодой, что-то будет закрыто не ремонт или в ненужном месте встанет камаз. Поэтому всегда останется работа и для других любителей фотосравнений, и для  вашей второй, третьей попытки.
Вообще, фотосравнения одних и тех же мест надо делать регулярно. Всё быстро или медленно меняется. Всего несколько лет назад не было Успенского собора в Витебске и Ярославле, а сегодня они уже сияют свежей краской. Получатся совсем другие фотосравнения!
По этой же причине следует спешить запечатлеть для фотосравнения тот вид, который завтра уже исчезнет.

Важно помнить, что скоро ваши собственные снимки "в том же ракурсе" станут исторической ценностью. Если особенно повезет, они будут показаны на какой-нибудь очередной выставке или напечатаны в альбоме.

Мы же всегда будем рады размесить ваши работы в этом блоге или перепостить, если вы сами сделаете пост.

Так что дорога зовёт!
Tags: Оргвопросы, Фотосравнения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments